Чем сложнее становятся лодки, чем глубже они погружаются — тем выше требования, которые предъявляются к аварийно-спасательной службе флота. Советский Союз еще в 1960-е годы начал проектировать специальные аппараты-спасатели, чтобы вытаскивать с глубины экипажи подводных лодок.
Советские специалисты отмечали, что появление в составе ВМФ СССР подводных снарядов (СПС) проектов 1837 и 1837К стало революционным этапом в развитии всей
В 1962 году конструкторское бюро «Лазурит», выполняя плановое задание, развернуло
В результате проведенной работы, которую закончили осенью 1963 года, удалось показать, что создание СПС на достигнутом уровне развития отечественного судостроения вполне возможно.
Осенью 1967 года конструкторскому бюро поручили разработать проект подводного спасательного снаряда, а если быть более точным — специальной сверхмалой спасательной подлодки, которая могла выполнять следующие задачи:
- спасение экипажа аварийной подлодки «сухим» способом путем многократного приема спасенных под водой и их последующая транспортировка на спасательное судно группами по 10 человек.
- выполнение собственными средствами простых подводных работ для поддержания жизнедеятельности личного состава аварийной субмарины во время подготовки к ее спасению, а также при выполнении предварительных операций по подъему затонувшей подлодки.
Накопленный во время испытаний субмарин проекта 666 эксплуатационный опыт позволил более качественно составить
Техзаданием предусматривалась эксплуатация СПС совместно со спасательным судном проекта 537, а также со специально спроектированной спасательной субмариной проекта 940 «Ленок».
В 1970 году на нижегородской судоверфи «Красное Сормово» был спущен на воду первый аппарат —
После успешно проведенных испытаний и эксплуатации в Черном море руководство министерства обороны СССР приняло решение о строительстве серии СПС, а с
Служба аппаратов редко где афишировалась, но известно, что с
Достоверно известно, что СПС проекта 1837 и 1837К выполняли ряд
На месте катастрофы теплохода «Адмирал Нахимов» действовали аппараты
Всего было построено девять спасательных подводных аппаратов, четыре из которых — по проекту 1837К. К сожалению, на сегодняшний день остался только один —
Эксплуатация аппаратов проекта 1837 и 1837К оказала существенное влияние на будущие спасательные снаряды. Будучи первыми подобными аппаратами, они дали огромный положительный опыт и задали направление для дальнейшего развития конструкторской мысли в области проектирования подобных средств спасения подводников. Но самое главное — именно с появлением аппаратов проекта 1837 у экипажей появился реальный шанс на спасение в случае аварийной ситуации на ПЛ. Эти первые аппараты подарили подводникам надежду и вселили уверенность в том, что в беде их не оставят, а будут всеми силами бороться за их спасение.
Рассказать друзьям