Успешные испытания спасательной подлодки проекта 666 подтвердили эффективность целого ряда установленных на ней устройств для спасения экипажа и позволили рекомендовать их к внедрению на новых спасательных субмаринах.
В 1967 году ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление, предусматривающее строительство спасательной подводной лодки, оснащенной двумя спасательными аппаратами.
Благодаря ранее полученному опыту, ЦКБ «Лазурит» миновало эскизную стадию и разработало технический проект, а к 1972 году — рабочие чертежи новой спасательной субмарины проекта 940 с шифром «Ленок».
В феврале 1974 года на стапеле судостроительного завода имени Ленинского комсомола (ныне Амурский судостроительный завод) в торжественной обстановке произошла закладка новой субмарины под наименованием
После того как все заводские и государственные испытания были пройдены, руководства
Во время испытаний была опробована отработка методов использования спасательных аппаратов и водолазного оборудования при спасении экипажей аварийных субмарин.
Спасение экипажей аварийных субмарин могло происходить двумя способами:
За время всей опытной эксплуатации было выполнено около 50 всплытий и посадок спасательных аппаратов, около 1000 спусков водолазов на глубины до 200 метров, а также успешно проведена операция по групповому выводу людей (24 человека) с помощью спасательного аппарата.
Комиссия сделала вывод, что новая субмарина, имеющая на вооружении два спасательных аппарата, является новейшим типом корабля в системе
Первый и единственный случай применения спасательной субмарины по прямому назначению произошел 21 октября 1981 года, когда рефрижераторное судно, выходя из пролива
В тот момент субмарина находилась в ремонте на Дальзаводе, но ее экстренно подготовили к выходу, и уже через двое суток она была на месте аварии.
16 подводников с аварийной субмарины выбрались через торпедные аппараты, из них шестеро самых слабых были переведены в спасательную подлодку. И именно у них, в отличие от остальных, не возникло декомпрессионной болезни.
Были и другие случаи применения субмарины, но они не были связаны с авариями на подводных лодках. Так, осенью 1977 года «Ленок» использовалась для поиска торпеды нового образца, затонувшей после стрельбы с другой подводной лодки. На следующий год
В 1980 году субмарина
В 1983 году
Всего по проекту 949 было построено две субмарины:
Рассказать друзьям