Истребители и истребители-бомбардировщики

Истребитель-бомбардировщик Су-34

Истребитель-бомбардировщик Су-34

14:0020 авг, 2014 8126

Ударный многофункциональный самолет-носитель высокоточного оружия, призванный заменить специализированные фронтовые бомбардировщики Су-24.

Разработан на базе двухместного самолета Су-27УБ — учебно-боевой спарки перехватчика Су-27. Создавался в первую очередь как ударный самолет для работы по наземным целям, но способный «постоять за себя» и в ближнем воздушном бою. Должен был заменить фронтовые бомбардировщики Су-24, первоначально именовался Су-27ИБ («истребитель-бомбардировщик»).

Первый полет совершил в апреле 1990 года. В начале 1990-х годов предлагался на экспорт под обозначением Су-32ФН. После паузы в финансировании перепроектировался с точки зрения установленного оборудования в 2000-е годы, государственные совместные испытания машины полностью завершены лишь к 2011 году.

Из-за характерно выступающей кабины и уплощенного обтекателя бортовой РЛС получил в войсках клички «головастик» и «утёнок».

Главное компоновочное отличие машины от Су-27УБ, помимо переднего горизонтального оперения — новая кабина, бронированная 17-мм титановыми пластинами. Два члена экипажа сидят рядом, а не друг за другом, как на стандартном перехватчике. Вход в кабину, к слову, расположен не сверху, а снизу, в нише передней стойки шасси.

Су-34 в цехе окончательной сборки НАПО им.В.Чкалова, июнь 2012 г. Фото: Вячеслав Степанов


Су-34 в цехе окончательной сборки НАПО им. В. Чкалова, июнь 2012 г. Фото: Вячеслав Степанов

Максимальная взлетная масса до 45 тонн. Боевой радиус (с подвесными баками) до 1300 км. Максимальная скорость на высоте 1,8 М, у земли с подвесным вооружением — около 1 М. Двигатели — два модернизированных АЛ-31Ф-М1 производства ММПП «Салют» с повышенной температурой газов перед турбиной и цифровой системой автоматического управления.

Оснащен РЛС В004 с фазированной антенной решеткой, позволяющей уверенно различать цели с малой эффективной площадью рассеяния на фоне земли на расстоянии до 150−200 км. Способна одновременно сопровождать до 10 целей и обеспечивать одновременный обстрел четырех из них.

Вооружение включает встроенную 30-мм пушку ГШ-30−1 с боезапасом 180 снарядов и 11 узлов подвески (три подфюзеляжных и по четыре под каждым крылом), позволяющие нести до 8000 кг боевой нагрузки.

Управляемое вооружение «воздух-воздух»: до 8 ракет типа Р-27, до 6 Р-73, до 8 РВВ-АЕ.

Управляемое вооружение «воздух-земля»: тащит на себе весь спектр ударного оружия российских ВВС, в т. ч. ракеты типа Х-25, Х-29, Х-31А, Х-31П, Х-35У, Х-58, Х-59, С-25Л. Корректируемые авиабомбы семейств КАБ-500 и КАБ-1500. Утверждается, что может нести авиационные версии противокорабельных ракет «Оникс"/"Яхонт» и «Москит».

Фонарь кабины Су-34. Фото: Dmitry Chushkin


Фонарь кабины Су-34. Фото: Dmitry Chushkin

Помимо этого может нести различное неуправляемое вооружение: НАР различных калибров (С-8, С-13, С-25), авиабомбы свободного падения (до 500 кг), а также подвесные топливные баки (три по 3000 л).

ВВС России заказали 124 машины Су-34 (32 в 2008 году и 92 в 2012 году) с поставкой до 2020 года. На июль 2014 года передано в войска около 40 самолетов, а всего, включая предсерийные и опытные, их построено уже более 50. По оценкам военных, всего ВВС РФ могут заказать до 150−200 самолетов типа Су-34.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена