БПЛА

Ту-143. Крылатая ракета-разведчик

Ту-143. Крылатая ракета-разведчик

11:3117 февр, 2015 10215

Ту-143 — реактивный беспилотный самолет, входящий в состав комплекса тактической разведки ВР-3 «Рейс». Комплекс предназначен для визуальной разведки ближней прифронтовой полосы, сбора информации о радиационной обстановке.

Ту-143, а точнее комплекс ВР-3, начали создавать в конце 60-х годов. Задание было поручено ОКБ Туполева. Первый полет БПЛА совершил уже в декабре 1970 года, испытания заняли несколько лет, принят на вооружение был в 1976-м. Производство велось вплоть до 1989 года, всего было выпущено 950 БПЛА.

ВР-3 «Рейс» состоял, кроме самого Ту-143, из наземной аппаратуры приема и обработки развединформации, пусковой установки СПУ-143 и транспортно-заряжающей машины ТЗМ-143, размещенных на колесных грузовых шасси. Это объяснялось спецификой комплекса: фактически это была запускаемая с помощью твердотопливного ускорителя — «стартовой ступени» — многоразовая крылатая ракета с турбореактивным двигателем. Ту-143 даже поставлялись в войска и хранились в специальных контейнерах. После взлета-пуска БПЛА выполнял полет по запрограммированному маршруту с помощью автоматической системы управления (АБСУ) состоящей из автопилота, радиовысотомера и измерителей скорости. Благодаря высокой точности АБСУ Ту-143 был способен выполнять полет с высокими скоростями (до 950 км/ч) на малых и предельно малых высотах, в том числе и в местности со сложным ландшафтом. Небольшие размеры обеспечивали невысокую визуальную заметность и небольшую ЭПР (эффективная поверхность рассеивания, определяет дальность обнаружения РЛС), что вкупе с высоким летными характеристиками делало БПЛА весьма трудной целью для ПВО.

Ту-143. Изображение: tech.yax.su

В процессе полета БПЛА вел разведку с помощью оборудования, установленного в носовой части. По выбору мог устанавливаться отсек либо с фотоаппаратами, либо с телевизионной аппаратурой. Фотокамеры обеспечивали съемку в высоком качестве, в том числе при полете на высокой скорости и малой высоте, однако разведданные получались с задержкой — необходимо было время на проявку и печать снимков. Картинка с видеокамер могла передаваться в режиме реального времени по радиоканалу с привязкой на местности, но уступала по качеству. При необходимости БПЛА мог комплектоваться дополнительной аппаратурой для замера радиации на маршруте полета, информация передавалась также в режиме реального времени, по радиоканалу.

Ширина полосы фотосъемки при полете на высоте 1 км составляла около 10 км. (пропорционально уменьшалась со снижением), телесъемки — соответственно, около 2 км.

По завершении разведывательного задания Ту-143 направлялся к району посадки (необязательно туда же, откуда вылетел), где его ожидала транспортно-заряжающая машина, выключал двигатель, делал «горку» и выпускал сначала тормозной, а затем посадочный парашют. Непосредственно перед касанием земли срабатывал небольшой твердотопливный двигатель мягкой посадки. Шасси в обычном понимании отсутствовало и было представлено опорами-«ногами».

С БПЛА снималась отснятая фотопленка (если он выполнял фоторазведку), а сам он грузился краном на транспорт и подготавливался к повторному полету. Ту-143 был рассчитал на пять вылетов.

Основной недостаток, а скорее специфика, комплекса стал прямым следствием высоких скоростных характеристик при малых размерах — в БПЛА был небольшой запас топлива. Длительность полета была ограниченна 13 минутами, дальность — 180 км. С одной стороны, это обеспечивало оперативность получения разведданных, с другой — позволяло вести разведку только в непосредственной близости от своих частей. В то же время пуск с наземной установки при правильном введении программы полета позволял отснять именно то, что нужно командирам на земле, — пилотируемые разведывательные самолеты в то время вполне могли ошибиться и выйти в другой район.

Пуск Ту-143

Несмотря на определенные плюсы, к концу 80-х разведывательное оборудование Ту-143 устарело, и производство его было прекращено. Благодаря высоким летным характеристиками БПЛА массово переоборудовались в России в мишени М-143.

Однако несмотря на специфичность и отличие от большинства современных разведывательных БПЛА, представляющих из себя скорее барражирующие платформы для разведоборудования, история «Рейса» не закончилась: в 1999 году был принят на вооружение усовершенствованный вариант — Ту-243 в составе комплекса ВР-3Д «Рейс-Д». Отличался, в первую очередь, состав оборудования — сохранились две сменные головные части, но теперь в каждой помещалось и фото- и телевизионное оборудование. Отличались они тем, что одна предназначалась для использования днем, а другая ночью, и оснащалась инфракрасной аппаратурой. Невозможность вести разведку в темное время суток была одним из важных недостатков оригинального «Рейса». Было возобновлено производство, велось, вероятно, в малых объемах. В 2008 году было принято решение провести силами К. Б. Туполева еще одну модернизацию «Рейса».

Комплекс ВР-3 «Рейс» поставлялся на экспорт в ряд стран (на данный момент снят с вооружения везде кроме России и Украины). Применялся СССР в ходе войны в Афганистане, Сирией в Ливанской войне, правительственными войсками Украины в конфликте на Юго-Востоке страны.

Пуск Ту-143


Фото: aviadejavu.ru

Основные летно-технические характеристики:

  • Длина самолета — 8 м,
  • Размах крыла — 2,24 м,
  • Вес пустого — 1,230 кг,
  • Крейсерская скорость — 950 км/ч,
  • Потолок — 1,000 м,
  • Глубина разведки — до 60−70 км,
  • Дальность полета — 180 км.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена