Дальняя авиация

Ракетоносец Сухой Т-4

Ракетоносец Сухой Т-4

12:2126 Nov, 2015 8693

Т-4, также известный как «Изделие „100“», — прототип скоростного бомбардировщика-ракетоносца. Один из самых необычных послевоенных самолетов, воплощенных в металле.

В 50-х — начале 60-х в летных характеристиках самолетов происходил невиданный ранее (и позднее, впрочем) революционный рост, обусловленный как развитием реактивных двигателей, так и научным и технологическим послевоенным скачком. Одним из наиболее заметных параметров роста была, конечно, скорость, причем бомбардировщики не уступали в ней истребителям. Повторилась ситуация прошлой «революции» 30-х годов — перехода от бипланов к монопланам, когда многомоторные бомбардировщики некоторое время имели скорость, делавшую их перехват практически невозможным.

В конце 50-х в СССР уже проходили испытания первые сверхзвуковые бомбардировщики — дальний Ту-22 и стратегический М-50. Однако было очевидно, что максимальная скорость около 2000 км/ч не даст долговременной надежной защиты от перехватчиков и, в особенности, зенитных ракет. В США создавался сверхскоростной огромный бомбардировщик B-70 «Валькирия», который должен был иметь крейсерскую скорость около 3200 км/ч. В СССР от идеи создания сверхскоростного (и, как следствие, сложного и дорогого) стратегического бомбардировщика отказались, ориентируясь на баллистические ракеты в области разработки средств доставки ядерного заряда на межконтинентальные дальности. Однако скоростную машину было решено создать в формате значительно меньшего по размерам дальнего бомбардировщика-ракетоносца, одной из основных задач которого стало бы поражение авианосцев. Самолет должен был иметь скорость броска, втрое превышавшую скорость звука, и дальность около шести тысяч километров. В дополнение к собственным выдающимся летно-техническим характеристикам успешное выполнение задания должно было обеспечивать вооружение из дальних скоростных противокорабельных ракет.

Фото: sukhoi.org

В 1960 году официально стартовал конкурс, в котором приняли участие конструкторские бюро Сухого, Туполева и Яковлева. Победителем в конце 1961-го вышло КБ Сухого с проектом Т-4, как наиболее полно соответствовавшим требованиям военных. По нормальной взлетной массе в 100 тонн самолет получил название «изделие 100». При проектировании перебрали большое количество вариантов формы планера и размещения двигателей. Остановились в 1966 году на длинном изящном фюзеляже, треугольном крыле и установке четырех двигателей одним блоком — «пакетом», под фюзеляжем. Одной из уникальных особенностей был опускаемый только при взлете и посадке нос самолета, в остальное время закрывавший кабину пилотов — полет осуществлялся по приборам. На время испытаний был установлен вспомогательный перископ. Наряду с улучшением аэродинамики исчезала необходимость создания остекления, устойчивого к нагреву и воздушному напору на больших скоростях. Кроме того новшеством был упор на титан в качестве основного материала конструкции.

Фото: Bernhard Gröhl

В 1971 году была закончена постройка первого прототипа, получившего индекс «101». Параллельно велись сборки еще двух летных прототипов (соответственно «102» и «103») и планера для статических испытаний на земле («100С»). Первый полет «101» состоялся 22 августа 1972-го. Испытания начались многообещающе, и военные запланировали на 1975–80 годы серию из 250 самолетов для замены Ту-22. Однако мечты столкнулись с суровой реальностью — отрицательное отношение в верхах к дорогостоящему самолету из «черного металла» и мощнейшее лобби Туполева привели к тому, что для производства Т-4 просто не нашлось завода, а на единственном способном решить эту задачу Казанском авиазаводе была запущена серия Ту-22М, подававшегося как «просто модификация» Ту-22. В 1975 году работы по «сотке» были официально прекращены, а «101» отправился в Музей ВВС в Монино. Остальные прототипы были, к сожалению, уничтожены, успев выполнить только 10 полетов и достичь скорости в 1,36 М.

Во время разработки Т-4 был приобретен огромный опыт, в том числе и в работе с крупным конструкциями из титана. Самолет был рекордсменом в отечественной авиации по количеству внедренных изобретений — около 600. Развитие проекта — Т-4МС — участвовало в конкурсе на перспективный стратегический бомбардировщик, будущий Ту-160.

Основным вооружением Т-4 должны были стать противокорабельные гиперзвуковые ракеты Х-45 «Молния» с дальностью до 600 км и скоростью до 7000 км/ч. Ракета так и не была создана. Поиск целей мог бы вестись самостоятельно, с помощью БРЛС «Прогресс» с дальностью обнаружения крупной надводной цели на большой высоте до 600 км. Кроме противокорабельных ракет в качестве вооружения предполагались перспективные аэробаллистические Х-2000, а также авиабомбы. Предполагалось оснащать самолет разведывательным оборудованием в контейнерах: Т-4 изначально позиционировался как ударно-разведывательный комплекс.

Фото: sukhoi.org

Основные летно-технические характеристики:

  • Длина самолета — 44,5 м,
  • Размах крыла — 22 м,
  • Высота — 11,2 м,
  • Вес пустого — 57720 кг, максимальный взлетный — 136000 кг,
  • Максимальная скорость — 3200 км/ч, крейсерская — 3000 км/ч, у земли 1150 км/ч,
  • Потолок — до 24000 м,
  • Дальность полета — 6000 км (высотный профиль полета),
  • Экипаж — два человека,
  • Вооружение самолета: две ракеты Х-45 или Х-2000, бомбы общей массой до 18 тонн.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена