Superjet: пять лет в полете

09:3119 мая, 2014 2323

Пять лет назад, 19 мая 2008 года, в воздух впервые поднялся гражданский авиалайнер Sukhoi Superjet 100. Машина с самого первого дня привлекала к себе внимание и попадала под огонь критики. Что нам известно о первой российской пассажирской машине, вставшей на крупносерийное производство?

«Суперджет» — ближнемагистральный (региональный) самолет. В него помещается до 98 пассажиров в компоновке эконом-класса. Авиакомпании, эксплуатирующие машину, летают с разными компоновками, от 87 до 98 кресел в зависимости от наличия бизнес-класса.


Почему-то в прессе принято считать «суперджет» иностранной поделкой, которую в России только ставят на «отверточную сборку». На самом деле, несмотря на обилие импортных комплектующих, интеллектуальная собственность на самолет сомнений не вызывает — это полностью российская разработка и в части аэродинамики (что является особой изюминкой самолета), и в части мощной цифровой системы управления, алгоритмы которой также созданы в России.


«Суперджет» называют «ближнемагистральным широкофюзеляжником». Он действительно шире своих конкурентов по рыночной нише, что дает выигрыш во вместимости салона и в комфорте для пассажиров. А потери более чем компенсируются хорошим расчетом аэродинамики (работа жуковского ЦАГИ), в частности крылом высокого удлинения с прекрасными скоростными характеристиками. Это привело и к более высокой топливной эффективности (экономичности) самолета.


Двигатель SaM-146 разработан специально для «суперджета» совместным предприятием НПО «Сатурн» и французской компании Snecma по техническому заданию «Гражданских самолетов Сухого». Часть комплектующих двигателя производится во Франции, часть в России.


Лайнер имеет полностью цифровую систему дистанционного управления. Бортовая вычислительная система, построенная по принципу распределенной сети, реализует широкий набор алгоритмов защиты самолета в полете, превосходящий системы самолетов-аналогов и вплотную приближающийся к бортовым компьютерам тяжелых дальнемагистральных суперлайнеров.


«Суперджет» обладает уникальным температурным диапазоном эксплуатации, потому что делался для региональных линий большой и холодной страны. Испытания в Якутии зимой 2012 года определили нижнюю границу пригодности к полетам — минус 54 градуса.


Темпы производства «суперджетов» беспрецедентны для гражданской авиации современной России. В 2012 году было выпущено 12 машин, в 2013 году — 24 машины, в 2014 году планируется собрать до 40 авиалайнеров. В данный момент завод в Комсомольске-на-Амуре работает по такту «10 дней на один самолет» и готовится к переходу на 7-дневный такт.


На данный момент эксплуатируется 44 самолета Superjet 100. Общий объем твердых контрактов на авиалайнер составляет 200 бортов и еще около 50 самолетов прописано в опционах (соглашениях о возможной дополнительной закупке).

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена