Стратегические ракетоносцы

Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941УМ «Дмитрий Донской»

Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941УМ «Дмитрий Донской»

11:3920 февр, 2015 11635

Крупнейшая в мире атомная лодка, предназначенная для испытания баллистической ракеты «Булава», атомный ракетоносец «ТК-208» был заложен 30 июня 1976 года в 55 цехе Северодвинского предприятия Севмаш.

В 1980 году крейсер торжественно вывели из цеха и произвели спуск на воду, после чего началась программа швартовных испытаний. Весь следующий год проходили заводские, ходовые и государственные испытания, в рамках которых был совершен первый успешный пуск баллистической ракеты Р-39. В декабре 1981 года был подписан приемный акт, по которому крейсер включался в состав Северного флота. Из-за фактической неготовности к боевой эксплуатации корабль около года простоял у причалов предприятия, и на нем проходили достроечные работы. Военно-морской флаг был поднят только в декабре 1982 года.

С 1984 года по август 1988 крейсер успешно выполнил множество задач, среди которых следует выделить впервые произведенный пробный пролом льда корпусом субмарины. Во время одного из таких всплытий на ракетную палубу было поднято около 1200 тонн льда. Впервые в мировой истории флота был выполнен 121-суточный дальний поход без всплытия. Также впервые была осуществлена покладка на грунт на 3 суток, в состоянии готовности к нанесению ракетно-ядерного удара.

Крейсер проекта 941УМ «Дмитрий Донской»


Крейсер проекта 941УМ «Дмитрий Донской». Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

В августе 1988 года подводную лодку вывели в резерв первой категории, в связи с уходом на ремонт и модернизацию по проекту 941У в Северодвинск. Проект предполагал установку на крейсере ракетного комплекса «Барк» (РСМ-52В).

С начала прохождения ремонта и переоборудования ТК-208 переподчинили 339-й БрСРПЛ БелВМБ и перевели в резерв второй категории.

В 1991 году на предприятии наступили тяжелые времена, появились проблемы с финансированием, поэтому работы по модернизации были свернуты. Переоборудование продолжилось только в 1996 году, но уже по проекту 941УМ, который предполагал установку на корабле ракетного комплекса «Булава-М»

В 2000 году крейсеру ТК-208 присвоили наименование «Дмитрий Донской».

По проекту 941УМ у крейсера был изменен корпус ограждения выдвижных устройств и установлены шахты для нового ракетного комплекса. О внутренних изменениях данных нет.

Летом 2002 года прошло торжественное мероприятие по случаю вывода крейсера из цеха, и через два года, после проведения достроечных работ, начались швартовные испытания. В это же время началась опытная эксплуатация корабля с целью отработки комплекса «Булава-М».
В 2003 году, во время ходовых испытаний, на крейсере были проведены бросковые стрельбы ракетами «Булава» из надводного и подводного положения.

После проведения всех испытаний в декабре 2004 года был подписан приемный акт, корабль передали Военно-морскому флоту. С этого момента приступили к полноценным испытаниям ракетного комплекса.

Крейсер проекта 941УМ «Дмитрий Донской»


Крейсер проекта 941УМ «Дмитрий Донской». Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Первый пуск ракеты «Булава» крейсер произвел в подводном положении в 17:22 27 сентября 2005 года из акватории Белого моря. Через 30 минут боеголовка долетела до Камчатки и поразила цель на полигоне.

После этого корабль до 2010 года произвел 15 пусков новой ракеты, из которых 7 были неудачными.

После начала испытаний комплекса «Булава-М» на новых АПЛ проекта 955 ТК-208 стал использоваться для испытательных целей.

Сейчас подводная лодка находится в Северодвинске, у пирса Беломорской военно-морской базы и обеспечивает испытания новых атомных подлодок 4 поколения проектов 885 «Ясень» и 955 «Борей» в качестве опытовой.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена