Атомная подводная лодка проекта 885 «Ясень»


Единый тип многоцелевой субмарины — носителя ударного вооружения, рассматриваемый в качестве будущей основы подводных сил.

Проект 885 разрабатывался с 1980-х годов как малошумная многоцелевая лодка четвертого поколения, следующий шаг после лодки проекта 971 «Щука-Б». В конце 1980-х появился новейший комплекс противокорабельных ракет «Оникс», а военные все более скептически относились к строительству тяжелых специализированных лодок-носителей крылатых ракет, таких как проект 949. Как скептически воспринимали они и вообще любые узкоспециализированные проекты, которых в 80-е годы было предложено довольно много.

Одновременно с этим в состав оснащения лодки потребовали включить мощный гидроакустический комплекс, чьи конформные антенны задали довольно крупные размеры лодки.

В итоге проект 885 превратился в достаточно крупную широкопрофильную субмарину, которая способна выполнять все функции многоцелевой торпедной лодки-охотника, но при этом несет также крылатые ракеты (ПКР «Оникс» и стратегические КР «Гранат»). В таком техническом облике проект лодки и встретил распад СССР.

По инерции в 1993 году был заложен головной корабль «Северодвинск». Тогда его планировалось сдать флоту не позднее 1997−98 гг, но все пошло немного не так. В результате лодка была спущена на воду только в 2010 году.

Вторая лодка «Казань» строится уже по модифицированному проекту 885 М (который, в частности, полностью исключает поставки оборудования из-за пределов России), она заложена в 2009 году. Третья — «Новосибирск» — начали строить в июле 2013 года, четвертая («Красноярск») заложена летом 2014 года. Всего флот хочет закупить до 2020 года семь таких лодок (ранее сообщалось о том, что построено может быть восемь кораблей, а еще ранее — 10). Возможно, в силу обострения военно-политической обстановки эти цифры будут пересмотрены в сторону увеличения.

Конструкция лодки — полуторакорпусная. Водоизмещение надводное/подводное 8600/13800 т. Силовая установка — интегральная ядерная, с водо-водяным реактором нового типа. Максимальная скорость хода — 16 узлов (надводная), 31 узел (подводная). Экипаж, благодаря широкому применению средств автоматизации, составляет всего 85 человек.

Как уже отмечено, при постройке лодки много внимания уделялось снижению шумности. Фундаменты машин и механизмов оснащены пьезоэлектрическими системами активного гашения шумов. Широко применяются композитные материалы.

Глаза и уши лодки — гидроакустический комплекс МГК-600 «Иртыш-Амфора», устанавливаемый на также на ракетоносцы проекта 955 «Борей». Комплекс оснащен крупной сферической антенной (собственно, «Амфора»), которая занимает всю носовую часть, а также боковыми конформными антеннами большой площади. Из-за этого традиционно размещаемые в носу торпедные аппараты перенесены в среднюю часть корпуса.

Вооружение включает десять 533-мм торпедных аппаратов, через которые могут применяться торпеды, а также крылатые ракеты «Гранат» и противолодочные ракеты. Но «главный калибр» лодки — установка вертикального пуска универсального корабельного стрельбового комплекса в средней части корпуса (две группы по четыре модуля, каждый на четыре транспортно-пусковых контейнера для ракет). Возможный боекомплект установки: 32 противокорабельные ракеты П-800 «Оникс» (дальность стрельбы до 300 км) или крылатых ракет комплекса «Калибр» (сверхзвуковых 3М54 или дальнобойных, до 2600 км, ракет 3М14, являющихся по выполняемым функциям аналогом ракет типа «Томагавк»).

В данный момент лодки проект 885 рассматриваются как единая замена всем многоцелевым субмаринам отечественного флота — проектов 671РТМК, 971, 945/945А и 949/949А.

Инфографика

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена