Учебно-боевые самолеты

Учебно-боевой самолет Як-130

Учебно-боевой самолет Як-130

03:2211 Sep, 2014 11048

Первый российский самолет, целиком разработанный после распада СССР, «летающая парта» для новейших машин боевой авиации, в том числе истребителей пятого поколения.

Новый «як» — детище попытки отечественных авиаторов посотрудничать в 90-е годы с итальянскими коллегами из компании Aeromacchi. Совместная разработка учебно-тренировочного самолета зашла в тупик, и партнеры «развелись», самостоятельно утилизировав уже имевшиеся наработки (конструкцию планера). Итальянцы сделали чистый «тренер» M-346, ОКБ им. Яковлева, воспользовавшись в сложные годы иностранной помощью, выкатило Як-130, который умеет куда больше. Развал совместного проекта пошел «яку» только на пользу: в 2002 году самолет выиграл конкурс на новый учебно-боевой самолет для ВВС России.

От итальянского «сводного брата» Як-130 выгодно отличает устройство борта. Построенный по так называемой «открытой архитектуре», он позволяет интегрировать воедино все элементы радиоэлектронного оборудования и комплекса авионики, давая возможность организовать подготовку летчиков для современных боевых машин (в том числе — пятого поколения). Именно эта задача и ставилась самолету в качестве основной, чтобы заменить стремительно устаревающие самолеты-«тренеры» L-39 Albatros чехословацкого производства, закупленные еще в советское время.

Самолеты Як-130 в цехе окончательной сборки ИАЗ


Самолеты Як-130 в цехе окончательной сборки ИАЗ. Фото: Корпорация «Иркут»

При этом открытая архитектура дает возможность сравнительно легко включать в состав бортового вооружения управляемые ракеты, в том числе иностранного производства. Такая универсальность платформы Як-130 позволяет легко создавать на его базе не только учебные, но и полноценные боевые самолеты, а также заметно повышает его экспортный потенциал. ОКБ Яковлева с незначительными доработками предлагает на базе платформы Як-130 целый спектр машин различного функционального назначения — в зависимости от желания заказчика: разведчик, самолет-постановщик помех, палубный учебно-тренировочный самолет, штурмовик, истребитель-бомбардировщик с управляемым вооружением и даже разведывательно-ударный беспилотник.

Бортовой комплекс Як-130 позволяет имитировать различные режимы боевого применения: воздушный бой, удары по наземным целям, работу в условиях применения противником зенитных ракет и постановки помех, взаимодействие с наземными и воздушными пунктами управления, а также с самолетами в группе.

Самолет оснащен комплексной электродистанционной системой управления с четырехкратным резервированием, которая, помимо собственно функций автоматического управления, исполняет роль системы активной безопасности полета. Также она позволяет изменять граничные параметры устойчивости и управляемости машины, что дает возможность имитировать на Як-130 поведение разных типов самолетов.

Як-130, Раменское, 2012 год


Як-130, Раменское, 2012 год. Фото: Юрий Степанов

Максимальная разрешенная взлетная масса Як-130 — свыше 10 тонн. На самолете установлены два турбореактивных двигателя АИ-222−25 взлетной тягой по 2500 кгс. Максимальная скорость 1050 км/ч, максимальная дальность 2000 км (до 2300 км с подвесными топливными баками). Максимальная высота полета 12500 метров. Экипаж 1−2 человека.

На 9 узлах подвески самолет может нести 300 кг боевой нагрузки. В нее включается самый широкий спектр управляемого и неуправляемого вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-земля». Как уже было сказано, на борт легко могут быть интегрированы комплексы иностранного производства, в частности широко распространенные УР AIM-9L Sidewinder и AGM-65 Maverick.
Як-130 — не только современный «тренер». Это еще и идеальный «подарок для Африки»: недорогой и эффективный ударный самолет, хорошо подходящий для малоинтенсивных локальных конфликтов в странах третьего мира. В данный момент, к слову, эту нишу занимает постепенно устаревающий советский штурмовик Су-25.

Производится Як-130 на Иркутском авиазаводе (НПК «Иркут»), некоторое время выпускался и на Нижегородском авиазаводе «Сокол». ВВС РФ пока заказали суммарно 65 машин, и еще 5 заказала авиация ВМФ. Общую же потребность ВВС в самолетах такого типа специалисты оценивают минимум в 200−250 бортов.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена