В 2000 году ЦКБ «Лазурит» выиграл тендер на создание опытного образца погружающегося катера проекта 21310 «Тритон-НН». Данное изделие, представляющее собой синтез скоростного катера с подводным аппаратом, должно было обеспечивать доставку водолазов и необходимого оборудования к месту выполнения специальных операций (диверсионные работы, ремонтные работы) в прибрежных районах и на мелководье.
Необходимость в подобном погружающемся катере обуславливалась невозможностью использования традиционных судов на мелководье.
В ходе работ были спроектированы и изготовлены: малогабаритный комплекс электронного оборудования, включающий навигационную систему с БИНС, ГЛС, эхолот, звукоподводную связь и автоматизированную систему управления (произведена на ОАО «Гирооптика», Санкт-Петербург), комплекс энергетики подводного хода с погружающими бесколлекторными электродвигателями (произведен на ОАО «Завод «Двигатель», Санкт-Петербург), дизельная установка надводного хода (произведена на ОАО «Барнаултрансмаш», Барнаул) и оригинальный водометный движитель (ОАО Центр судоремонта «Звездочка», Северодвинск).
Проектант катера разработал также транспортное и
спуск-подъемное средство для работы с необорудованного берега. Изготовлением транспортного средства занималось судостроительное предприятие «Волга» (Нижний Новгород). Ввиду сложности подсистем и режимов работы натурные испытания проводились в бассейне ЦНИИ им. академика
А.Н.Крылова, а после отработки на Балтике работа была завершена государственными испытаниями в декабре 2008 года.
В ходе испытаний катер двигался как в надводном положении — глиссируя по воде, так и под водой. Катер обладает высокой маневренностью. Благодаря выдвигающимся электрическим двигателям сзади и спереди, он способен разворачиваться на месте.
На сегодняшний день с «Тритон-НН» ситуация сложная. Государственные испытания пройдены, проект реализован, но в данный момент министерство обороны в нем не заинтересовано, и сейчас он находится на ответственном хранении в ЦКБ «Лазурит» (Нижний Новгород).
Фото: ЦКБ «Лазурит»
В октябре 2014 года в шведской прессе появилась информация о присутствии «Тритон-НН» в районе Стокгольмского архипелага, что было явной газетной «уткой». Катер уже несколько лет находится на хранении, да и произведен был в единственном экземпляре (опытовый).
Рассказать друзьям