Лодки специального назначения

Подводные лодки проекта 1910 «Яуза»

Подводные лодки проекта 1910 «Яуза»

00:0023 Apr, 2015 13461

Подлодки проекта 1910 являются первым поколением атомных научно-исследовательских станций малого водоизмещения для длительных работ различного назначения на больших глубинах Мирового океана.

Задача создания научно-исследовательских субмарин с атомными энергетическими установками была поставлена перед отечественной промышленностью более 40 лет назад постановлением правительства СССР 1965 года. Глубоководные научно-исследовательские субмарины эффективны при освоении Мирового океана в интересах экономики и науки: они обеспечивают изучение континентального шельфа, поиск и подъем затонувших объектов и проведение научных исследований. По задумкам конструкторов, субмарина могла длительное время, ограниченное только физиологическими способностями человека, работать у грунта на любых глубинах — независимо от ледовой обстановки и погодных условий.

Проектирование атомной глубоководной станции началось в 1966 году в стенах ЦКБ «Рубин», затем все работы на стадии технического проектирования АГС проекта 1910 «Яуза» передали в ЦКБ «Волна», которое позднее вошло в «Малахит», где была создана специальная конструкторская группа под руководством Юрия Михайловича Коновалова.

Постройка первой атомной глубоководной станции АС-13 началась в 1977 году на Ленинградском адмиралтейском объединении. Строительство велось в условиях высокой секретности. В 1986 году АГС была передана в опытную эксплуатацию флоту. Строительство серии из трех лодок завершилось 16 декабря 1994 года передачей ВМФ третьей лодки. Все АГС проекта 1910 проходили или проходят службу на Северном флоте в составе 29-й отдельной бригады ПЛ ВМФ в Оленьей губе. По непроверенным данным, две из них проходят ремонт в Северодвинске.

Модель АГС проекта 1910 производства компании «МикроМир»


Модель АГС проекта 1910 производства компании «МикроМир»

Конструкция:

Двухкорпусная субмарина. Прочный корпус изготовлен из титанового сплава. Субмарины оснащены робототехническими, манипуляторными и другими комплексами. Они используются не только для разведывательных и научных целей, но и в качестве средства доставки боевых пловцов. Во время катастрофы подводной лодки К-141 «Курск» к работам по поиску и спасению привлекалась одна из станций этого проекта.

Двигательная установка: ядерная энергетическая установка с водо-водяным реактором и двумя турбогенераторами общей номинальной мощностью 10000 л. с., основной гребной электродвигатель и 6 подруливающих колонок. Вероятно, что находящаяся в отдельном прочном корпусе ЯЭУ обслуживается только в условиях базы — в доке.

Тактико-технические характеристики:

  • Экипаж — 8−12 человек,
  • Длина — 69 м,
  • Ширина — 7 м,
  • Осадка — 5,2 м,
  • Водоизмещение надводное — 1390 т,
  • Водоизмещение подводное — 2000 т,
  • Скорость надводная — 10 уз.,
  • Скорость подводная максимальная — нет данных,
  • Глубина погружения — 700 м (по западным данным, в большинстве источников указано — до 1000 м),
  • Вооружение — отсутствует.

Подводная лодка проекта 1910 «Яуза»

Список построенных АГС проекта 1910 «Яуза»:

  1. АС-13
  2. АС-15
  3. АС-33

Следует отметить, что отбор моряков для допуска к службе на новой АГС был строг — в соответствии с приказом Главкома ВМФ СССР для эксплуатации глубоководных станций, по образцу отряда космонавтов был сформирован и отряд гидронавтов. Кандидаты в отряд должны были: прослужить на ПЛ ВМФ СССР не менее 5 лет, состоять в КПСС и пройти медицинскую комиссию по требованиям, которым должны были соответствовать космонавты.

Формирование отряда гидронавтов было начато на территории 39-й бригады строящихся подводных лодок на улице Римского-Корсакова в Ленинграде. Первым офицером был Платон Александрович Чеботаев, который сформировал отряд и был назначен заместителем командира. Позднее отряду предоставили небольшой городок на Шкиперском протоке, в котором до этого физики исследовали воздействие ядерного излучения на живые организмы. Там отряд просуществовал до 1992 года. В 1979-м для обучения были набраны первый и второй экипажи АГС 1-го ранга АС-13 проекта 1910. В том же году для базового обслуживания АГС и эксплуатации их носителей на Северном флоте в губе Оленья начато формирование 29-й отдельной бригады ПЛ КСФ. В 1980 году первые гидронавты отряда начали эксплуатацию буксируемого комплекса «Селигер».

Первый экипаж АС-13


Первый экипаж АС-13

В некоторых интернет-СМИ встречается также наименование шифра проекта «Кайман» — вероятно, ошибочное. Иногда проект АГС именуется в источниках как «Нельма», что также ошибочно. Наименование проекта — «Яуза» — приводится в справочнике «Краткая история ОАО «СПМБМ «Малахит». Все данные и графические материалы основаны на опубликованных источниках.

Статья подготовлена по материалам сайта militaryrussia.ru и издания «Уникальные боевые и глубоководные аппараты России 20-начала 21 века (Краткая история ОАО «СПМБМ «Малахит»»).

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена