Лодки специального назначения

Подводные лодки проекта 1851 «Нельма»

Подводные лодки проекта 1851 «Нельма»

13:2424 Apr, 2015 9881

Подлодки проекта 1851 являются дальнейшим развитием проекта 1910 «Яуза» — атомных научно-исследовательских станций малого водоизмещения для длительных работ различного назначения на больших глубинах Мирового океана.

Создание АГС для выполнения специальных заданий было начато по постановлению Совмина СССР 1972 года о создании АГС проекта 1910 «Яуза» и комплекса проекта 1851. Главным исполнителем было выбрано ЦКБ «Волна» Минсудпрома СССР, которое позднее вошло в ЦКБ «Малахит». Главный конструктор проекта 1851 — С.М.Бавилин.

Предположительное назначение субмарин: проведение специальных разведывательных операций, постановка помех на маршрутах патрулирования АПЛ ВМФ РФ, подъем предметов со дна моря и с затонувшей техники, а также научно-технические задачи. Благодаря своему малому размеру, она может использоваться для диверсионных операций в разных районах Мирового океана.

По проекту было построено четыре станции, три из которых проходят ремонт и модернизацию на Северодвинском предприятии «Звездочка», после которой встанут в один ряд со следующим проектом атомных глубоководных станций — 10831 «Лошарик».

Из-за высокой секретности глубоководных станций о них известно мало, но из той информации, которая есть (справочники ЦКБ «Малахит» и «Адмиралтейских верфей»), можно сделать определенные выводы:

Конструкция: полуторакорпусная, изготовлена из титанового сплава. Двигательная установка — однореакторная атомная энергетическая установка.

АГС АС-23 проекта 1851 «Нельма», слева — АГС проекта 1910 «Яуза»


АГС АС-23 проекта 1851 «Нельма», слева — АГС проекта 1910 «Яуза»

Тактико-технические характеристики (предположения):

  • Экипаж — несколько офицеров (менее 10);
  • Длина — 44 м;
  • Ширина — 3,8 м;
  • Осадка — 4,2 м;
  • Водоизмещение — 529−730 т;
  • Глубина погружения — 750 м (по западным данным, в большинстве источников указано более 1000);
  • Скорость подводного хода неизвестна.

К месту проведения специальных заданий подлодку «приносит» специальная переоборудованная под носитель АГС подводная лодка. Первым носителем АГС проекта 1851 была АПЛ проекта 675Н, которая была переоборудована из АПЛ проекта 675. Позднее ее носителем стала АПЛ проекта 09774 КС-411 «Оренбург», а далее АПЛ проекта 09786 БС-136 «Оренбург». Возможно, в 2016 году модернизированные на «Звездочке» АГС проекта 1851 будут проходить ходовые испытания вместе с переоборудованной там же под носитель АГС АПЛ проекта 09787 БС-64 «Подмосковье».

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена