Лодки специального назначения

Подводная лодка «Нептун»

Подводная лодка «Нептун»

12:2623 Mar, 2016 9028
Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

В 1991 году со стапелей северодвинской судоверфи «Севмаш» была спущена на воду очень странная подводная лодка. Все стороны корпуса были прошпигованы иллюминаторами, и цвет лодка имела необычный — желтый. Естественно, торпедными аппаратами и ракетными отсеками тут и не пахло. Разведка западных стран могла бы сойти с ума от этих странностей. Что это? Новое секретное оружие СССР? Зачем иллюминаторы, может это подводный разведывательный аппарат? «Севмаш» строит крупнейшие атомные ракетоносцы проекта 941, а тут что-то маленькое — значит, что-то очень опасное!

Но нет, год был 1991-й — время распада СССР. Поэтому объяснение оказалось гораздо проще — это была первая экскурсионная подводная лодка, построенная в нашей стране. Ее назвали «Нептун».

«Нептун» был построен по проекту 19730 «Ихтиандр», разработанному конструкторским бюро «Рубин». Аппарат предназначался для проведения подводных туристических экскурсий в районах, где глубина не превышает рабочей глубины погружения аппарата (30–40 метров, предел — 60 метров).

Туристическая субмарина имеет длину 28 метров и изготовлена из стали толщиной 1,5 см. В надстройке аппарата установлены аккумуляторные батареи, гребные колонки, движительно-рулевой комплекс и прочее оборудование, обеспечивающее работу системы погружения и всплытия аппарата.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Как и на любой другой субмарине, на «Нептуне» имеются системы вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения, уравнительно-дифферентная система, штурманское оборудование, средства связи, наблюдения и управления, буксирное и швартовное устройства.

Экипаж подводного аппарата состоял из трех человек: капитана, механика и гида-стюарда, отвечающего за обслуживание туристов. В пассажирском салоне было установлено 22 иллюминатора, вдоль которых размещались кресла для туристов. Каждое «окно» было рассчитано на двух пассажиров.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Для эксплуатации «Нептуна» осенью 1992 года был создан российско-итальянский консорциум «Нептун». Его учредителями стали конструкторское бюро «Рубин», северодвинский «Севмаш» (в равных долях) и итальянская фирма «Cortina», владеющая туркомплексом на одном из островов в Карибском море. В начале ноября 1992 года экскурсионный аппарат с помощью лихтеровоза был доставлен на остров Антигуа. Обслуживался «Нептун» российскими специалистами, подготовленными на Севмаше. Свой первый рейс субмарина совершила в ноябре 1992 года. Экскурсии на «Нептуне» могли проводится при волнении моря до 2 баллов и скорости течения не выше 1 узла. На Антигуа проводилось 6–7 рейсов за день.

Проработав несколько лет в теплых водах Карибского моря, в 1996 году «Нептун» прибыл в Северодвинск для ремонта и модернизации. А в результате был поставлен на отстой. Аппарат простоял около десяти лет на предприятии, пока его не выкупила частная фирма, которая уже долгое время планирует перевезти «Нептун» в столицу и сделать в нем кафе-музей. На сегодняшний день аппарат до сих пор находится в Северодвинске — на территории предприятия «Спецфундаментстрой».

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена