Лодки специального назначения

База-лаборатория проекта 1603 «Бентос-300»

База-лаборатория проекта 1603 «Бентос-300»

14:0811 Mar, 2015 7461

Уникальная база-лаборатория, которая являлась одной из ступеней развития отечественной гидронавтики.

В начале 70-х годов прошлого века Ленинградский проектный институт «Гипрорыбфлот», по заказу министерства рыбного хозяйства, начал разработку буксируемой подводной базы-лаборатории проекта 1603 «Бентос-300», способной погружаться на глубину 300−400 метров. Она задумывалась как большая обсерватория для многосуточных наблюдений на континентальном шельфе морей и океанов.

Руководителем проекта был назначен конструктор отечественной подводной техники А.Н.Дмитриев.

База-лаборатория проекта 1603 «Бентос-300»
База-лаборатория проекта 1603 «Бентос-300»

В 1971 году рабочие чертежи на изготовление прочного и легкого корпуса были переданы Новоадмиралтейскому заводу в Ленинграде, а уже в 1973-м началась постройка первого аппарата ПЛБ-76−01 (Бентос-1).

В 1975 году состоялось первое погружение на заводе вместе с судном-доком. Для проведения дальнейших испытаний аппарат по внутренним водным системам был переведен в Черное море.

Осенью 1976 года у берегов Крыма закончились испытания, в ходе которых он погрузился на глубину 320 метров, после чего комиссия приняла аппарат в эксплуатацию.

Второй аппарат ПЛБ-76−02 (Бентос-2) был заложен в 1981 году. Он имел ряд незначительных изменений. Был установлен гидрологический комплекс «Градиент», вследствие чего увеличился размер рубки, и гидролокатор бокового обзора.

Обе базы-лаборатории были переданы в Севастопольский филиал Специального экспериментально-конструкторского бюро по подводным исследованиям — ныне Государственное научно-производственное предприятие «Морские технологии».

Основной режим работы подводной базы-лаборатории «Бентос» — стоянка на грунте на связи с судном обеспечения. В качестве последних использовались китобойные суда «Гордый» и «Дивный».

У базы имеется водолазный комплекс, обеспечивающий выход водолазов непосредственно под водой на глубинах до 100 метров, аварийно-спасательные средства и все традиционные лодочные системы, устройства и оборудование. Также имелись уникальные научно-исследовательские приборы для замера параметров воды, исследования биологических шумов, забора планктона и фауны, обеспечивающие широкий комплекс наблюдений и исследований сырьевых ресурсов морей и океанов.

Также с помощью баз-лабораторий «Бентос-300» можно было выполнять следующие задачи:

  • поиск затонувших объектов
  • выход водолазов на глубинах до 60 м. для взятия проб и установки различной научной аппаратуры.
  • проведение научных исследований.
  • выполнение работ на подводных газопроводах.
  • выполнение специальных работ с подводными кабелями.
Модель «Бентос-300» в музее конструкторского бюро «Малахит», Санкт-Петербург. Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

База-лаборатория состояла их трех отсеков. В кормовом располагались системы жизнеобеспечения, электрооборудование и электродвигатели, шлюзовая камера. В центральном отсеке находились жилые помещения и кают-компания, а под ними — отсек с аккумуляторными батареями. В носовом отсеке была наблюдательная камера с иллюминаторами.

В состав экипажа входили 12 гидронавтов: пилоты, инженеры, океанологи и врач.

Автономность базы — 14 дней. Длина — 3,3 м. Водоизмещение — 500 т. Под водой лаборатория передвигалась с помощью электродвигателя.

После распада СССР судьба аппаратов сложилась неудачно:

Бентос-1 находился на территории Украины, был отбуксирован в район Балаклавы и там же сел на мель. В дальнейшем его переместили к причалу № 29 в Севастополе, где он и находится по сей день. Есть планы постановки его на вечную стоянку в Балаклаве, но только в случае, если найдется финансирование.

«Бентос-300» в Севастопольской бухте, 2013 год
«Бентос-300» в Севастопольской бухте, 2013 год. Фото: korabley.net

Бентос-2 находился на территории Новороссийска, где в 1992 году был разграблен, а в 1993-м во время шторма его сорвало со швартовных, и впоследствии он затонул недалеко от берега Цемесской бухты. В 2011—2012 годах, во время строительства пункта базирования Черноморского флота, аппарат мешал работам, его подняли и отправили на утилизацию

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена