Специальная авиация

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения Ту-126 (изделие «Л»)

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения Ту-126 (изделие «Л»)

11:1923 Jan, 2015 8288

Первый советский «летающий радар» — самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), одна из самых секретных машин советских ВВС своего времени.

Предназначался для действий в системе ПВО страны и ориентировался в первую очередь на раннее обнаружение воздушных целей (главным образом, стратегических бомбардировщиков с ядерным оружием на борту). Однако задействовался и для обнаружения РЛС противника, а также надводных целей.

Базой для Ту-126 выбрали турбовинтовой пассажирский авиалайнер Ту-114, который, в свою очередь, был сделан на основе стратегического бомбардировщика Ту-95. Разработка начата 4 июля 1958 года, 23 января 1962 года совершил первый полет. На вооружение принят в апреле 1965 года.

Самолет взлетной массой в 171 тонну нес четыре турбовинтовых двигателя НК-12МВ, развивал крейсерскую скорость 650−700 км/ч и имел практическую дальность без дозаправки 7000 км. Без дозаправки самолет мог держаться в воздухе до 11 часов, с одной дозаправкой — до 18 часов.

Экипаж самолета 18 человек: 6 человек летного состава (два пилота, два штурмана, радист и бортинженер) и 12 человек — персонал радиолокационного комплекса (две смены, работавшие по очереди).

Рабочее место командира Ту-126, аэродром Зокняй, Литва, 1981-1983 годы


Рабочее место командира Ту-126, аэродром Зокняй, Литва, 1981−1983 годы. Фото: ru-aviation

Самолет оборудован радиолокационным комплексом «Лиана» с вращающимся антенным блоком над фюзеляжем — так называемым «грибом» (к слову, это был первый обтекатель такой формы в мире). Комплекс разработан НИИ-17 (Московский НИИ приборостроения, ныне «Концерн радиостроения „Вега“»). Антенна в обтекателе диаметром 11 метров вращалась со скоростью 10 оборотов в минуту.

Комплекс обеспечивал обнаружение воздушных целей типа «истребитель» на дистанциях свыше 100 км, типа «фронтовой бомбардировщик» — до 200 км, «стратегический бомбардировщик» — до 350 км. Надводные цели брались на дистанции до 400 км, работающие РЛС — до 600 км. Дистанция устойчивой связи Ту-126 с наземными командными пунктами — до 2000 км.

Всего до 1968 года было выпущено девять машин Ту-126, все они были собраны в составе 67-й отдельной авиационной эскадрильи ДРЛО, базировавшейся под литовским Шяуляем.

Ту-126, аэродром Зокняй, Литва, 1981-1983 годы


Ту-126, аэродром Зокняй, Литва, 1981−1983 годы. Фото: ru-aviation

Самолеты использовались для ведения радиолокационной разведки над северо-западной оконечностью СССР — в районах Балтийского моря, но в основном — над Баренцевым и Карским морями, обеспечивали разведку в интересах Северного флота. Исключены из боевого состава в 1984 году, утилизированы между 1990 и 1995 годами.

На одном из Ту-126 отрабатывался комплекс ДРЛО следующего поколения — «Шмель» — который устанавливался на новые самолеты А-50, сделанные на базе транспортников Ил-76.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена