Штурмовики

Тяжелый штурмовик Ил-102

Тяжелый штурмовик Ил-102

14:1812 Feb, 2015 13046

Ил-102 — прототип тяжелого штурмовика.

Разрабатывался в 80-е по инициативе КБ Ильюшина на основе проекта Ил-42, который, в свою очередь, был развитием Ил-40 и участвовал в конкурсе на новый штурмовик для ВВС СССР (который выиграл Су-25). Несмотря на поражение, «ильюшинцы» продолжили развитие своей машины и в мае 1980 года начали строительство прототипа кардинально усовершенствованного самолета. Он был готов в начале 1982-го, а 25 сентября совершил первый полет.

Низкие темпы можно объяснить отсутствием интереса министерства обороны СССР. Вплоть до 1987 года (с двухлетним перерывом) продолжались летные испытания, в ходе которых прототип выполнил 367 полетов. В целом испытания прошли успешно, самолет показал хорошую надежность. Однако основного потенциального заказчика заинтересовать не удалось: наряду с преимуществами перед Су-25 он обладал рядом серьезных недостатков, а самое главное — не удалось обосновать необходимость параллельного производства или замены массово поступающего в войска «Грача» новым спорным самолетом. В 1987 году проект был фактически закрыт.

Позже была предпринята попытка заинтересовать зарубежного покупателя — самолет принял участие в «самом первом „МАКСе“»: «Моcаэрошоу-92». Самолет приковал внимание публики — это был его дебют для широкой общественности, — однако не заинтересовал зарубежные делегации. В отличие от многих «пропавших без вести» прототипов местонахождение Ил-102 хорошо известно, и сам он на виду у отечественных любителей авиации — самолет находится на Аллее Героев в ЛИИ имени М.М.Громова в Жуковском, во время авиационных праздников и выставок мимо него проезжают тысячи людей.

Ил-102
Фото: airwar.ru

Несмотря на неудачу, Ил-102 являлся крайне необычным, даже уникальным для своего времени самолетов. Конструкторы постарались переработать опыт Второй мировой войны и послевоенных локальных конфликтов. Ил-102 является, вероятно, одним из последних самолетов, спроектированных с кормовой оборонительной пушечной установкой — в хвосте была установлена турель с двуствольной пушкой ГШ-23Л, управляемая дистанционно вторым членом экипажа. Предполагалось, что во время выхода из атаки стрелок с помощью огня из нее сможет подавлять и дезорганизовывать противника, в первую очередь ПЗРК и малокалиберные зенитные установки.

Как показало дальнейшее развитие ударной авиации, второй член экипажа значительно повышает эффективность боевой работы в трудных метеоусловиях, ночью и в случаях применения высокоточного оружия (ВТО). У «одногодок» Ил-102 — советского Су-25 и американского A-10 «Thunderbolt II» — были разработаны двухместные модификации для решения этих задач, не пошедшие в крупную серию, в основном по экономическим соображениям. На Ил-102 же изначально был второй член экипажа, на которого можно было бы возложить штурманские задачи и, в перспективе, применение ВТО. Посадка спиной вперед не стала бы непреодолимым препятствием, так как изначально штурмовик планировалось оснастить оптиколокационной станцией.

Ил-102. Фото: worldweapon.ru
Ил-102. Фото: worldweapon.ru

В целом по вооружению Ил-102 значительно превосходил Су-25. Максимальная масса боевой нагрузки составляла 7200 кг, размещаемых на 14 узлах подвески против 4400 кг на 8 узлах у «Грача». При этом на Ил-102 было применено редкое конструктивное решение — шесть узлов подвески для бомб калибром до 250 кг размещались непосредственно в толстом крыле, не создавая излишнего сопротивления воздуха.

Основное пушечное вооружение состояло из двух пушек ГШ-30−1 с боекомплектом 500 снарядов. При сопоставимой с Су-25 огневой мощи установку Ил-102 отличало то, что она была управляемой, отклоняясь вниз на угол в 15 градусов. Кроме того, еще одно интересное решение — при желании всю пушечную установку можно было снять и подвесить либо дополнительный топливный бак, либо освободить для бомб еще два внутренних узла подвески, доведя их общее количество до 16.

В качестве двигательной установки было выбрано два двигателя РД-33И — бесфорсажные упрощенные варианты двигателей МиГ-29. Благодаря продуманной конструкции шасси и мощным двигателям самолет мог эксплуатироваться с коротких грунтовых полос, обладал лучшими взлетно-посадочными характеристиками чем Су-25.

На штурмовике массово внедрены средства повышения живучести и бронирование кабины и важных узлов.

Ил-102. Кабина пилота
Ил-102, кабина пилота. Фото: airwar.ru

В качестве основной причины того, что Ил-102 не пошел в серию стоит назвать, кроме полного нежелания военных менять на что-то очень удачного «Грача», несколько худшую маневренность. В частности, летчики-испытатели отмечали излишнюю путевую устойчивость в пикировании — скорректировать курс для прицельного удара было трудно. Основным преимуществом была значительно большая боевая нагрузка, но для штурмовика она была даже избыточна.

Основные летно-технические характеристики:

  • Длина самолета — 17,75 м,
  • Размах крыла — 16,98 м,
  • Вес пустого — 13,000 кг, топлива — 3,700 кг, максимальный взлетный — 22,000 кг, боевой нагрузки — 7,200 кг (из них на внутренних узлах подвески до 2300 кг),
  • Максимальная скорость — 950 км/ч,
  • Потолок — 10,000 м,
  • Боевой радиус действия — 300 км,
  • Перегоночная дальность — 1000 км,
  • Вооружение самолета: спаренные авиапушки ГШ-30−1 (500 снарядов); бомбы и неуправляемые ракеты на 16 узлах подвески (8 внешних, 6 в крыле и еще 2 в фюзеляже при снятии пушки); управляемые ракеты «воздух-земля» С-25Л, Х-23, Х-25, Х-29, Х-58; управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-60М, Р-73; двухствольная пушка ГШ-23 в кормовой оборонительной пушечной установке (60 снарядов).

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена