Самолеты палубного базирования

Палубный штурмовик вертикального взлета и посадки Як-38М

Палубный штурмовик вертикального взлета и посадки Як-38М

11:2810 февр, 2015 7439

Модернизация первого серийного палубного самолета советского ВМФ Як-38.

Як-38 — специфический самолет: легкий штурмовик вертикального взлета и посадки, используемый для оснащения авианесущих крейсеров советского флота.

Базовое техническое задание от 1969 года гласило, что самолет этот предназначен для авиационной поддержки сухопутных войск в тактической и ближайшей оперативной глубине расположения противника (до 150 км от линии фронта), а также, при базировании самолета на кораблях, — для уничтожения надводных кораблей и береговых объектов в морских операциях и ведения визуальной воздушной разведки. Кроме того, самолет должен использоваться для борьбы с воздушными целями типа военно-транспортных самолетов и вертолетов, а также для борьбы с самолетами и вертолетами ДРЛО и противолодочными самолетами.

Як-38 был не без труда, но «посажен» на палубы советских авианесущих крейсеров к 1977 году, однако сохранял ряд конструктивных недостатков. Поэтому в марте 1981 года вышло постановление о доработке Як-38 в новую версию — Як-38М.

Взлет Як-38М


Фото: airwar.ru

Самолет получил новый, более мощный подъемно-маршевый двигатель, а также специально для него были доработаны с увеличением тяги подъемные двигатели. Это позволило увеличить взлетную массу на 500 кг. Самолет получил возможность использовать два подвесных топливных бака по 400 кг каждый, что частично улучшило положение с недостаточным боевым радиусом этих крайне прожорливых машин.

30 ноября 1982 года на Як-38М выполнили первое зависание, а 10 февраля 1983 года — первый полет по полному профилю. Принят на вооружение в 1985 году, серийно производился до 1988 года. Всего выпустили 50 серийных штурмовиков.

Максимальная взлетная масса при вертикальном взлете 10,8 тонн, при укороченном разбеге — 11,8 тонн. Силовая установка: подъемно-маршевый двигатель — турбореактивный с управляемым вектором тяги Р-28−300 с максимальной горизонтальной тягой 7100 кгс и вертикальной 6700 кгс, два подъемных двигателя — РД-38 с максимальной тягой по 3250 кгс.

Максимальная скорость машины на высоте 1080 км/ч, у земли 1210 км/ч. Нормальная практическая дальность 1100 км, при использовании вертикального взлета — 550 км. Боевой радиус 250−380 км. Практический потолок 11 км.

Экипаж машины — один человек. Ввиду сложных условий эксплуатации, возникающих при вертикальных взлетах и посадках, штурмовик оснастили уникальной системой автоматического катапультирования, срабатывающей без участия человека. Решение на катапультирование принимается системой самостоятельно, при достижении самолетом определенных углов крена, пикирования, кабрирования, а также при сочетании по знаку определенных величин этих параметров и скоростей их изменения. Информацию о параметрах система получала от бортовой системы управления и собственных датчиков.

Як-38М


Фото: Rob Schleiffert

Машина оснащалась четырьмя подкрыльевыми узлами подвески, позволявшими нести 2000 кг боевой нагрузки. Управляемое ракетное вооружение включало ракеты «воздух-воздух» Р-60М, тактические ракеты «воздух-поверхность» Х-23М, а также появилась возможность применять тактические ракеты Х-25МР. Самолет также мог нести неуправляемые ракеты типа С-5, С-8 или С-24Б, авиабомбы калибра 50, 100 и 250 кг, зажигательные баки и разовые бомбовые кассеты РБК-250 и РБК-500. Встроенная авиапушка планировалась, но так и не была сделана, поэтому стрелково-пушечное вооружение штурмовика ограничивалось подвесными пушечными контейнерами УПК-23−250.

К 1991 году самолеты были в основном выведены из эксплуатации. В 1992 году их сняли с вооружения авиации ВМФ России, а в морской авиации Украины они официально числились до 2004 года.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена