Модернизация первого серийного палубного самолета советского ВМФ Як-38.
Базовое техническое задание от 1969 года гласило, что самолет этот предназначен для авиационной поддержки сухопутных войск в тактической и ближайшей оперативной глубине расположения противника (до 150 км от линии фронта), а также, при базировании самолета на кораблях, — для уничтожения надводных кораблей и береговых объектов в морских операциях и ведения визуальной воздушной разведки. Кроме того, самолет должен использоваться для борьбы с воздушными целями типа
Фото: airwar.ru
Самолет получил новый, более мощный
30 ноября 1982 года на
Максимальная взлетная масса при вертикальном взлете 10,8 тонн, при укороченном разбеге — 11,8 тонн. Силовая установка:
Максимальная скорость машины на высоте 1080 км/ч, у земли 1210 км/ч. Нормальная практическая дальность 1100 км, при использовании вертикального взлета — 550 км. Боевой радиус 250−380 км. Практический потолок 11 км.
Экипаж машины — один человек. Ввиду сложных условий эксплуатации, возникающих при вертикальных взлетах и посадках, штурмовик оснастили уникальной системой автоматического катапультирования, срабатывающей без участия человека. Решение на катапультирование принимается системой самостоятельно, при достижении самолетом определенных углов крена, пикирования, кабрирования, а также при сочетании по знаку определенных величин этих параметров и скоростей их изменения. Информацию о параметрах система получала от бортовой системы управления и собственных датчиков.
Фото: Rob Schleiffert
Машина оснащалась четырьмя подкрыльевыми узлами подвески, позволявшими нести 2000 кг боевой нагрузки. Управляемое ракетное вооружение включало ракеты
К 1991 году самолеты были в основном выведены из эксплуатации. В 1992 году их сняли с вооружения авиации ВМФ России, а в морской авиации Украины они официально числились до 2004 года.
Рассказать друзьям