Самолеты палубного базирования

Истребитель Су-33УБ

Истребитель Су-33УБ

14:2410 Feb, 2015 19379

Су-33УБ (широко использовался также индекс Су-27КУБ) — палубный двухместный учебно-боевой истребитель, модификация Су-33(27К).

Самолет выделяет среди других уникальная для истребителя схема расположения экипажа — плечом к плечу, а не один за другим. Это роднит палубный истребитель с сухопутным бомбардировщиком Су-34. Компоновка кабины и закабинного отсека очень схожа с ним, отличается только классическим, круглым в сечении обтекателем БРЛС. Летчики, как и на Су-34, попадают в кабину через нижний люк, по лестнице на передней стойке шасси.

Су-33УБ


Фото: paralay.com

Столь необычная компоновка объясняется желанием конструкторов обеспечить обоим членам экипажа одинаково качественный обзор при посадке, что особо важно для обучения летчиков палубной авиации. Такая компоновка была окончательно выбрана к 1986 году, когда был готов эскизный проект. Большое влияние, разумеется, оказала активная работа конструкторского бюро над проектом Т-10В, который впоследствии приведет к Су-34. Простор в кабине для летчиков истребителей, привыкших к сидению «в ванне», был заложен необычайный — при желании в кабине можно было встать. Сборка первого прототипа (точнее кабины) началась в 1989 году, однако шла медленно и в 1991-м была фактически приостановлена — сказались тяжелые экономические условия. В дальнейшем сборка была возобновлена, было решено для экономии не делать самолет полностью с нуля, а использовать в качестве базы прототипы Су-33 — летный Т-10К-4 и Т-10К-0 предназначенный для статических испытаний. Соответственно и был собран один образец для летных испытаний и один для наземных.

Несмотря на использование готовой основы, значительная часть планера была новой — крыло увеличенной площади с адаптивной механизацией, переднее и хвостовое оперение увеличенной площади, рули направления, естественно, вся носовая часть (соотношение новых и старых деталей можно легко оценить на фото самолета до окраски: синие остались от Т-10К-4, желтые — новые). На серийных машинах планировалась установка двигателей с управляемым вектором тяги, но на прототипе первоначально установили АЛ-31Ф «3 серии», как и на одноместных Су-33. Большие объемы «горба» за кабиной позволили разместить значительный дополнительный запас топлива, практически с самого начала самолет рассматривали и в качестве топливозаправщика. Несмотря на кажущуюся «толщину», за счет большего крыла с лучшей механизацией самолет превосходил оригинальный Су-33 на 10% по аэродинамическому качеству (отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению). Ниже была и скорость посадки, что очень важно для безопасной эксплуатации на авианосце.

Су-33УБ
Су-33УБ


Фото: paralay.com

Сборка прототипа была завершена в начале 1999 года, а 29 апреля самолет под управлением летчиков-испытателей В.Г.Пугачева и С.Н.Мельникова совершил первый полет. Уже 6 октября самолет впервые выполнил посадку и взлет с палубы авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». А на следующий день вместе с Пугачевым полет совершил адмирал В.А.Попов — командующий Северного флота! После успешного прохождения палубных испытаний вернулся в Жуковский. 16 июня 2000 года чуть не произошла катастрофа — в полете на малой высоте и большой скорости разрушилась правая плоскость переднего горизонтального оперения. Лишь высочайший профессионализм пилотов спас их жизни и машину. Самолет был оперативно восстановлен, доработан и через полгода возобновил полеты. В 2001 году самолет был покрашен и принял участие в МАКСе. В 2003-м его оснастили, как и первоначально планировалось, двигателями с управляемым вектором тяги, с ними он прошел палубные испытания, показавшие хорошие результаты.

Однако практически готовый самолет так и не пошел в серию и остался в единственном экземпляре. Не удалось найти заказчика — для отечественной палубной авиации на тот момент не было средств, а в дальнейшем будет сделан выбор в пользу производства семейства МиГ-29К/КУБ. Самолет показывали делегациям Индии и Китая, но первые также выбрали МиГи, а китайцы были неторопливы в своих авианосных планах. На палубной спарке их разработки (насколько так можно называть «произведение по мотивам») J-15S летчики размещаются один за другим.

Су-33УБ


Фото: airwar.ru

Последней публичной демонстрацией Су-33УБ стал МАКС-2005, на данный момент самолет находится на стоянке в Жуковском.

Основные летно-технические характеристики:

  • Длина самолета — 21,2 м,
  • Размах крыла — 15,9 м,
  • Вес пустого — 10,700 кг, топлива — 4,600 кг, максимальный взлетный 38,800 кг, боевой нагрузки — 8,000 кг,
  • Максимальная скорость у земли — 1300 км/ч, на высоте — 2120 км/ч,
  • Потолок — 17,000 м,
  • Дальность полета — 3200 км.
  • Вооружение самолета: авиапушка ГШ-30−1 (150 снарядов). Бомбы калибром до 500 кг и блоки НАР общей массой до 8000 кг. Управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-27, Р-73. Был оснащен БРЛС «Сокол» («Жук-МСФ») с пассивной фазированной антенной решеткой, что позволяло интегрировать широкую номенклатуру управляемых ракет «воздух-земля», «воздух-корабль».

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена