Самолеты берегового базирования

Ту-14. Бомбардировщик-торпедоносец

Ту-14. Бомбардировщик-торпедоносец

00:0022 Apr, 2015 12450

Ту-14 — реактивный бомбардировщик первого послевоенного поколения. Состоял на вооружении береговой авиации ВМФ СССР.

После окончания войны задача освоения новой, реактивной, авиации имела столь высокое значение, что практически все задания на разработку новых самолетов ставились параллельно нескольким (а иногда и всем, способным на это) конструкторским бюро. Часто это приводило к запуску в серию параллельно нескольких схожих по назначению самолетов. Уже после запуска в серию определялся фаворит, а остальные зачастую оставались в безвестности. Одним из последних стал Ту-14 — «тень» Ил-28.

Серьезную разработку реактивных самолетов К. Б. Туполева начало немного позже остальных, в начале 1947 года. Связано это было с крайне низкими характеристиками трофейных немецких двигателей, на копиях которых летали первые советские машины — «туполевцы» справедливо полагали, что нормальный бомбардировщик на них не сделать. Работа закипела только с получением английских двигателей «Нин» и «Дервент». Первые прототипы создавались на основе поршневых самолетов. Так на базе Ту-2, с минимально необходимыми доработками, был создан и выпущен небольшой серией учебный бомбардировщик Ту-12 («77» по внутреннему индексу КБ). Были сделаны и довольно экзотичные варианты — трехдвигательные бомбардировщики-разведчики «73», «78», «79». Необычность была в том, что на них применялось сразу два типа двигателей: пара «Нин» в гондолах под крылом и один более компактный «Дервент» в хвосте. Нет нужды пояснять, что простоты в эксплуатации это не добавляло.

Модернизация английских двигателей, рост их тяги и надежности позволили отказаться от столь необычной схемы, и в начале 1949 года началась работа над двухдвигательным бомбардировщиком «81». Первоначальный проект был отклонен по ряду причин, в том числе из-за нерационального размещения оборонительного вооружения (как на «73», у которого в хвосте было сопло реактивного двигателя, а пушечная установка ставилась на днище фюзеляжа и имела ограниченные углы наводки). В итоге воспользовались компоновкой Ил-28 — пушечной установкой и кабиной стрелка-радиста в самом хвосте самолета.

Ту-14

13 октября 1949 года прототип Ту-14 совершил первый полет. Весь 1950 год ушел на государственные испытания и доработки. Ил-28 же был запущен в серию в середине 1949-го. Стало очевидно, что первоначальному заказчику — ВВС — машина более не интересна. Однако Туполеву удалось заинтересовать ВМФ. Ту-14 изначально разрабатывался с расчетом на создание торпедоносного варианта, тут особо выгодны были отличия от Ил-28 — большая дальность и размеры (позволявшие размещать во внутреннем отсеке более габаритный груз). Сыграла свою роль и приоритетность распределения Ил-28 — в первую очередь они шли в ВВС, а морякам нужна была и своя реактивная машина.

Доработанный самолет был запущен в серию в 1951 году. Серийное производство на начальном этапе осваивалось крайне трудно, связанно это было со спешкой — самолет пытались начать производить еще до окончания испытаний, что вызывало постоянные изменения в конструкции. Полноценные торпедоносцы начали выпускать только с осени 1952-го. В общей сложности до конца 1953 года было выпущено 147 Ту-14.

На базе Ту-14 был создан, но не запущен в серию, фоторазведчик Ту-14Р («89»).

Ту-14 служили в морской авиации на всех омывающих Советский Союз океанах. Как и у большинства самолетов ранней реактивной авиации, век его был недолог — в 1959 году Ту-14 сняли с вооружения. Вытеснен он был, с одной стороны, более простым и дешевым Ил-28Т (торпедоносной модификацией Ил-28), начавшей массово поступать на флот, с другой — машинами на базе Ту-16, в том числе и несущими противокорабельные управляемые ракеты. Эпоха классических торпедоносцев подходила к концу.

Однако Ту-14 сыграл важную роль в истории — это была первая массовая реактивная машина морской авиации СССР, на которой летчики и техники освоили новый тип самолетов, и первый серийный реактивный бомбардировщик ОКБ Туполева.

Ту-14

Изображение: dogswar.ru

Основные летно-технические характеристики:

  • Длина самолета — 21,95 м,
  • Размах крыла — 21,7 м,
  • Вес пустого — 15050 кг, максимальный взлетный — 25140 кг,
  • Максимальная скорость — 845 км/ч,
  • Потолок — 11300 м,
  • Дальность полета — 2930 км (с 1000 кг бомб),
  • Экипаж — 3 человека,
  • Вооружение самолета: две пушки НР-23 (по 85 снарядов), кормовая оборонительная установка с двумя пушками НР-23 (по 350 снарядов). Торпеда или бомбы/мины общим весом до 3000 кг.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена