Самолеты берегового базирования

Многоцелевой самолет-амфибия А-40 «Альбатрос»

Многоцелевой самолет-амфибия А-40 «Альбатрос»

03:5822 Jul, 2014 5531

Самый большой в мире реактивный самолет-амфибия.

Хорошо известна уникальная амфибия Бе-200, но куда меньше знают об ее «прародителе». Знакомьтесь — А-40, реактивная амфибия, до сих пор остающаяся самым большим подобным самолетом в мире. При этом она примерно вдвое тяжелее Бе-200, которая была сделана «уменьшением» А-40.

ТАНТК имени Бериева - наследник советского КБ имени Бериева. Фото: urban3p
ТАНТК имени Бериева — наследник советского КБ имени Бериева. Фото: urban3p

«Альбатрос» разрабатывался для морской авиации СССР, чтобы заменить устаревшую турбовинтовую амфибию Бе-12. Делало его все то же таганрогское КБ Бериева, отечественный центр компетенций по летающим лодкам и амфибиям. Впервые машина взлетела в 1986 году с суши, в 1987 году с поверхности воды. В 1990 году машину приняли на вооружение, однако с тех пор она не выпускалась (было построено всего два экземпляра).

Схема машины — летающая лодка-высокоплан, с двумя высоко расположенными в брызгозащищенной зоне турбореактивными двигателями Д-30КВП (вариантом двигателя Д-30КП от Ил-76) со взлетной тягой в 15000 кгс. Для облегчения взлета с водной поверхности под основными двигателями в обтекателях стоек шасси располагались два взлетных турбореактивных Р-60К с тягой по 2500 кгс.

Многоцелевой самолет-амфибия А-40 «Альбатрос». Фото: airwar
Многоцелевой самолет-амфибия А-40 «Альбатрос». Фото: airwar

Взлетная масса машины — до 90 тонн. Максимальная скорость 760 км/ч на высоте 6000 метров, скорость патрулирования 320−400 км/ч. Практический потолок 9700 метров. Дальность полета 4000−5500 км в зависимости от загрузки. Продолжительность патрулирования 5−8 часов, с одной дозаправкой 12 часов. Экипаж 5−8 человек.

Вооружение противолодочного варианта: три противолодочные торпеды АТ-3 «Орлан» или четыре торпеды АПР-2 «Ястреб» или шесть торпед АПР-3 «Орел». Также самолет мог брать на борт мины, глубинные бомбы и радиогидроакустические буи. Всего 6500 кг полезной нагрузки.

В кабине А-40 «Альбатрос». Фото:airwar
В кабине А-40 «Альбатрос». Фото: airwar

Самолет оснащался поисково-прицельным комплексом, включающим гидроакустические и радиотехнические средства.

На базе А-40 прорабатывались поисково-спасательный и противопожарный варианты. Впоследствии эти проработки были реализованы на Бе-200.

В данный момент заявлено о востребованности машин А-40 «Альбатрос» и о готовности строить их, проведя модернизацию на современное оборудование.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена