Самолеты берегового базирования

Дальний морской противолодочный самолет Ту-142

Дальний морской противолодочный самолет Ту-142

12:2430 Oct, 2014 14179

Поисковый и патрульный самолет морской авиации на базе ракетоносца Ту-95.

Исходно разработан на базе разведывательного самолета Ту-95РЦ (тот, в свою очередь, происходил от стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95) для решения задач поиска и уничтожения подводных ракетоносцев США. Впоследствии на машину были возложены разведывательные и патрульные функции, со временем ставшие чуть ли не основными.

Первый полет Ту-142 — 1968 год, на вооружение принят в 1972 году. Самолет имеет некоторые отличия в конструкции от базового Ту-95, в частности, самолет получил новое крыло.

Самолет Ту-142М3, 2011 год

Самолет Ту-142М3, 2011 год. Фото: ТАНТК им. Бериева

Максимальная взлетная масса до 190 тонн. Крейсерская скорость 735 км/ч. Практический потолок в разных версиях 12−13 км. Боевой радиус последних модификаций 5200 км. Экипаж в разных версиях самолета 9−10 человек, включая командира, второго пилота (помощника командира), штурмана, бортинженера и операторов поисковой системы.

Основой бортового оборудования исходных машин Ту-142 была поисковая противолодочная система «Беркут». На более поздних модификациях Ту-142М/МК/М3 (на вооружении в данный момент) установлена более совершенная система «Коршун» с комплексами гидроакустической аппаратуры «Кайра» и (у модификации Ту-142М3) «Заречье».

Кормовая пушечная установка с пушками АМ-23 РЛС ПРС-1 «Аргон»/BOX TAIL и антеннами станции РЭБ «Саяны-М» на самолете Ту-142М3 в музее на аэродроме Жуляны, г. Киев, 2010 год

Кормовая пушечная установка с пушками АМ-23 РЛС ПРС-1 «Аргон"/BOX TAIL и антеннами станции РЭБ «Саяны-М» на самолете Ту-142М3 в музее на аэродроме Жуляны, г. Киев, 2010 год. Фото: Алексей Власов/russianplanes.net

Работа бортовой противолодочной системы строилась следующим образом: по определенной схеме выбрасывались в океан гидроакустические буи, с них собиралась информация и, обрабатывая ее бортовыми вычислительными средствами, получали место искомой подводной лодки. После чего эта информация могла быть передана ударным внешним силами и средствам, либо по лодке могло быть применено бортовое оружие самолета.

Вооружение, помимо традиционно сохранившейся кормовой оборонительной установки 23-мм пушек, включало до 400 радиогидроакустических буев (РГБ-1 и РГБ-2 для «Беркута», РГБ-15, РГБ-16, РГБ-25, РГБ-26, РГБ-55, РГБ-75 для «Коршуна», РГБ-36 для «Коршуна» с «Заречьем»), авиабомбы ФАБ-250, противолодочные бомбы ПЛАБ-50 и ПЛАБ-250, противолодочные торпеды АТ-1, АТ-1М, АТ-2, АТ-2М, УМГТ-1, авиационные противолодочные ракеты АПР-1, АПР-2, АПР-3, морские мины РМ-1, РМ-2, УДМ.

Противолодочный самолет Ту-142М3, аэродром Елизово, Камчатка, 2010 год

Противолодочный самолет Ту-142М3, аэродром Елизово, Камчатка, 2010 год. Фото: Валерий Петров/russianplanes.net

На базе Ту-142 создавался также самолет-ретранслятор Ту-142МР «Орел» с выпускной антенной большой протяженности, предназначенный для резервной системы управления морскими стратегическими ядерными силами, построенной на сверхдлинноволновой радиосвязи.

Самолет в экспортной версии Ту-142МЭ поставлялся также для морской авиации Индии.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена