Ракеты «воздух-земля»

Х-22 «Буря». Сверхзвуковая крылатая ракета

Х-22 «Буря». Сверхзвуковая крылатая ракета

12:3228 Apr, 2015 12992

Х-22 — семейство тяжелых сверхзвуковых крылатых ракет различного назначения.

Создание комплекса вооружения К-22 в составе самолета Ту-22К — ракетоносной модификации новейшего бомбардировщика Ту-22, и ракеты Х-22 началось в 1958 году. В 1962-м начались испытания на доработанном Ту-16. С 1965-го ракета начала поступать в части Дальней авиации, а в 1967 году была официально принята на вооружение.

Первоначально в серию был запущен вариант с активной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН) для борьбы с крупными кораблями противника. Пуск производился после захвата цели ГСН, для крупных кораблей дистанция пуска доходила до 300 км. Ракеты снаряжались как мощной фугасно-кумулятивной боевой частью (масса — 950 кг), так и ядерной боевой частью мощностью 200 килотонн в тротиловом эквиваленте.

Позже в серию были запущены и другие варианты — с инерциальной и с пассивной радиолокационной ГСН.

Х-22ПСИ, оснащенные инерциальной ГСН, предназначались для поражения крупных стационарных объектов термоядерной боевой частью с регулируемой мощностью 350−1000 килотонн. Принята на вооружение в 1971 году. Дальность пуска достигала 600 км.

Для прорыва ПВО была создана Х-22П с пассивной ГСН, обеспечивающей наведение ракеты на излучение РЛС противника. Такие ракеты оснащались либо ядерной, либо осколочно-фугасной боевой частью. Доводка Х-22П столкнулась с серьезными трудностями, на вооружение она была принята в ограниченном количестве в 1976 году.

Х-22НА


Х-22НА. Фото: David Holt

С созданием модернизированного бомбардировщика Ту-22М доработке подверглись и ракеты — Х-22 сменила Х-22М (используется также название Х-22Н), Х-22ПСИ — Х-22НА, Х-22П — Х-22НП (в серию не пошла). На новых ракетах модернизирован двигатель, радиоэлектронное оборудование, инерциальная навигационная система. В совокупности реализована возможность пуска с малых высот и пуск с включением активной ГСН только на финальном этапе.

Основным вариантом применения Х-22 является пуск со средних/больших высот. Через три секунды после отсоединения от самолета-носителя ракета раскладывала киль, запускала жидкостный реактивный двигатель (ЖРД), набирала высоту 22−23 км и скорость около 4000 км/ч. После разгона ЖРД переходил в экономичный режим полета, с использованием менее мощной камеры сгорания. При подходе к цели ракета переходила в режим пикирования. Подрыв боевой части осуществлялся либо при прямом попадании (кумулятивно-фугасная, ядерная), либо на заданной высоте (осколочно-фугасная, ядерная).

Ракеты семейства Х-22 до сих пор остаются основным противокорабельным вооружением дальней авиации России. По ряду сообщений, версии с ядерной боевой частью сняты с вооружения. Носителями Х-22 служили Ту-22К, Ту-22М, Ту-95К-22. На данный момент на вооружении состоят только Ту-22М3.

Для оснащения перспективных модернизированных Ту-22М3М ведутся разработка и испытания дальнейшего развития ракет семейства Х-22 — ракеты Х-32. Принятие на вооружение ожидается в конце десятилетия. Ракета оснащена новой элементной базой, выполненной на современном уровне, модернизированными двигателями. Дальность пуска, по неофициальным данным, возросла до 1000 км.

Доработанный Ту-22М3 с прототипами Х-32


Доработанный Ту-22М3 с прототипами Х-32. Фото: Виталий Юртаев/russianplanes.net

Основные характеристики (даны для Х-22М):

  • Дальность стрельбы — 300−400 км,
  • Стартовая масса — 5900 кг,
  • Габариты, м:
     — длина 11,67
     — диаметр 0,9
     — размах крыла 3,2
  • Максимальная скорость полета ракеты — 4000 км/ч.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена