Ракеты «воздух-воздух»

Ракета «воздух-воздух» К-5

Ракета «воздух-воздух» К-5

11:2627 февр, 2015 5904

Семейство ракет с радиокомандным наведением К-5 — первые управляемые ракеты «воздух-воздух», принятые на вооружение в Советском Союзе.

После Второй мировой войны задача борьбы с бомбардировщиками значительно усложнилась. Тяжелые бомбардировщики обладали крайне мощным оборонительным стрелковым вооружением, большой высотой полета и живучестью. На подходе были и реактивные машины, рост скоростей которых делал возможной атаку для истребителей стрелковым вооружением только вдогон, увеличивая угрозу поражения оборонительным вооружением бомбардировщика, направленным, в первую очередь, на защиту задней полусферы. Все это в совокупности создавало значительные проблемы для перехватчиков, оснащенных исключительно пушечно-пулеметным вооружением.

Для СССР эта проблема стояла особо остро ввиду противостояния с США, обладающими мощнейшим флотом тяжелых бомбардировщиков. Кроме того, не стоит забывать о том, что самолет в то время был единственным средством доставки ядерного заряда.

Очевидным решением было развитие ракетного оружия. Неуправляемые ракеты позволяли решить вопрос с поражением крупной и живучей цели, однако ввиду очевидных проблем с точностью не позволяли значительно увеличить дистанцию поражения. Выход был только в создании управляемого ракетного оружия.

Ракета «воздух-воздух» К-5

Работы над управляемыми ракетами «воздух-воздух» в СССР начались сразу после окончания войны. В 1951 году, после ряда неудачных попыток, начались работы по программе К-5 (первоначально Р-5). Изначально ракета предназначалась для перехвата практически исключительно тяжелых бомбардировщиков.

Вызвано это было выбранным методом наведения — радиокомандным. При нем ракета летит в узком луче радиолокатора перехватчика. При отклонении к его краю аппаратура, расположенная в хвосте ракеты, фиксировала изменение амплитуды радиосигнала, давала команду на органы управления и возвращала ее в центр луча.

Учитывая довольно низкую скорость ракеты (разгонялась максимально до 1600 км/ч) и необходимость постоянно удерживать захват цели, ясно, что поражать можно было только неманевренные цели, и вдогон. Кроме того, в процессе наведения было практически исключено серьезное маневрирование самого перехватчика. Однако это позволяло решать главные задачи — перехватчик мог атаковать бомбардировщики за пределами поражения их орудий (хотя ввиду низкой мощности радиолокаторов дальность пуска первоначально составляла 2…3 км и явно была еще недостаточна), а крупная осколочно-фугасная боевая часть массой 13 кг позволяла уверенно бороться с крупными самолетами. Сложности с практически ручным наведением отчасти компенсировались радиовзрывателем — попадание ракеты в самолет не требовалось, достаточно было близкого пролета.

Ракету отличает необычная компоновка — в хвосте размещается не двигатель с соплом, а аппаратура наведения. Два сопла реактивного твердотопливного двигателя размещаются на бортах ракеты.

Первые испытательные пуски начались в конце 1953 года, к пускам по реальным воздушным мишеням приступили в 1955-м. В первом же пуске ракета, выпущенная со специально модернизированного МиГ-17, успешно поразила цель — Ту-4, предварительно покинутый экипажем.

В 1956 году ракета была принята на вооружение под индексом РС-1У. Первым перехватчиком, способным нести ракеты, стал МиГ-17ПФУ. Подвешивалось четыре ракеты. Уже устаревавший к тому времени МиГ-17 был выпущен малой серией.

В дальнейшем ракета модернизировалась, — уже в следующем, 1957 году, была принята на вооружение под индексом РС-2У ракета К-5М. Основные доработки коснулись повышения эффективности радиовзрывателя и боевой части. Ракета предназначалась для вооружения нового перехватчика МиГ-19ПМ, серийный выпуск которого начался в том же году. В 1960-м на основе РС-2У была создана модификация РС-2УС (К-5МС), предназначенная для оснащения перехватчиков Су-9. Позже РС-2УС также вошли в состав вооружения МиГ-21ПФ.

Несмотря на множество недостатков, К-5 сыграла важную роль — она стала первой управляемой ракетой в ВВС и ПВО СССР. После преодоления детских болезней она стала относительно эффективным средством борьбы с не оснащенными средствами радиоэлектронного противодействия бомбардировщиками.

Ракета К-5 производилась по лицензии в Китае под индексом PL-1.

МиГ-19ПМ с ракетами РС-2У
МиГ-19ПМ с ракетами РС-2У. Фото: samolet-mig-19.narod.ru

Основные характеристики:

  • Длина — 2,4 м,
  • Диаметр — 0,2 м,
  • Размах стабилизаторов — 0,55 м (К-5), 0,65 м (К-5 М)
  • Вес ракет — 82,5 кг (К-5) 83,2 (К-5 М), боевой части — 13 кг (К-5), 15,2 кг (К-5 МС)
  • Максимальная скорость — до 1600 км/ч,
  • Дальность пуска — 2 — 6 км (в зависимости от РЛС истребителя).

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена