Противокорабельные

Противокорабельная крылатая ракета воздушного базирования Х-22 «Буря»

Противокорабельная крылатая ракета воздушного базирования Х-22 «Буря»

11:2009 февр, 2015 5276

Один из «столпов» отечественных противоавианосных сил, их воздушный компонент в составе морской ракетоносной авиации.

Перспективный сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 был начат проектированием еще в 1955 году. В процессе разработки возникла идея оснастить его ударными высокоскоростными ракетами, предназначенными в первую очередь для поражения крупных надводных целей, а в варианте специального (ядерного) боевого оснащения — для ударов по площадным целям (ордерам, конвоям), а также наземным целям.

Главной целью комплекса, впрочем, были и оставались авианосные ударные группы флота США, и оснащенные такими вооружением бомбардировщики в первую очередь требовались морской ракетоносной авиации.

Разработка авиационного комплекса К-22 со сверхзвуковой ракетой Х-22 была запущена в июне 1958 года. Головным разработчиком был назначен дубненский филиал ОКБ-155−1 микояновского ОКБ-155 (с 1966 года — МКБ «Радуга», ныне в составе корпорации «Тактическое ракетное вооружение»). Главный конструктор Александр Березняк.

Ракета Х-22НА в Государственном музее авиации в Киеве

Ракета Х-22НА в Государственном музее авиации в Киеве. Фото: David Holt

Ракета выполнялась в трех вариантах: с активной (Х-22М) или пассивной (Х-22П) радиолокационной головкой самонаведения, а также с автономным инерциальным наведением (Х-22ПСИ). Последний вариант комплектовался только ядерными боевыми частями.

Для бомбардировщика Ту-22М3 появилась новая линейка ракет семейства Х-22: активная Х-22Н, пассивная Х-22НП и автономная Х-22НА с инерциальной системой наведения, дополненной коррекцией по рельефу местности. В данный момент на вооружении сохранились только ракеты этого типа.

Длина ракеты 11,6−11,7 метра, размах крыльев 3−3,2 метра, диаметр 94 см, стартовая масса от 5635 до 6000 кг в зависимости от модификации.

Двигатель ракеты Х-22 двухрежимный жидкостный. Максимальная скорость ракеты до 4000 км/ч. Высота боевого применения от 1 до 13−14 км. Скорость самолета-носителя при запуске от 950 км/ч (Х-22 МП) до 1720 км/ч (Х-22НА). Дальность применения от 300−400 км у первых образцов до 600 км у последних.

Ту-22М3 с ракетой Х-22

Ту-22М3 с ракетой Х-22. Фото: rbase.new-factoria.ru

Вес боевой части от 630 кг у первых образцов до 900−1000 кг у последних. Боевая часть фугасно-кумулятивная (до 500 кг взрывчатого вещества), осколочно-фугасная или ядерная (мощностью до 200 кт).

Расчеты и испытания показывают, что Х-22 даже в фугасно-кумулятивном оснащении является эффективным средством борьбы с крупными надводными целями. Скажем, при подлетной скорости в 800 м/с площадь пробоины от попадания одной ракеты составляла до 22 квадратных метров, а внутренние отсеки при этом выжигались кумулятивной струей на глубину до 12 метров.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена