Неатомные лодки

Подводная лодка проекта 617

Подводная лодка проекта 617

17:0506 мая, 2015 5494

Опытная подводная лодка «С-99» проекта 617 — единственная советская субмарина, на которой классическая дизель-электрическая схема была дополнена парогазотурбинной установкой для подводного хода.

После того, как закончилась Великая Отечественная война, все немецкие наработки по созданию подводных лодок с парогазотурбинными установками (ПГТУ) были разделены между странами-союзниками. Советский Союз получил большое количество материалов из конструкторского бюро «Глюкауф», которое разрабатывало подводные лодки.

В 1946 году в ЦКБ-18 была выполнена проработка проекта 616, основанного на немецком проекте серии XXVI. Скорость хода (19 узлов) и запас плавучести (10%) были признаны недостаточными, однако в целом проект оценивался специалистами очень высоко. В 1947 году было принято решение о создании на территории Германии особого конструкторского бюро с целью восстановления проекта ПГТУ системы Гельмута Вальтера. Одновременно в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ «Рубин») началась разработка проекта 617 с ПГТУ, собранной из трофейных механизмов. Недостающие части планировалось создать силами советской промышленности. Для глубокой разработки проекта было создано специальное КБ СКБ-143 (ныне ЦКБ «Малахит») под руководством А.А.Антипина. Экспериментальные исследования проходили в специально переоборудованных цехах завода № 196 «Судомех». В одном из приказов министра судостроительной промышленности в марте 1949 года говорилось: «Совет Министров СССР признал необходимым и считает важнейшей задачей Министерства судостроительной промышленности и Министерства Вооруженных Сил создание скоростных ПЛ на основе использования новых энергетических установок.»

В 1949 году коллективом СКБ-143 были разработаны эскизный и технический проекты подлодки проекта 617, а в 1950 году — рабочие чертежи. Одновременно с проектированием ПЛ велись большие работы по созданию, монтажу, наладке стенда для отработки ЭУ на корабле. Особое внимание уделялось условиям и средствам, связанным с безопасностью использования и хранения окислителя топлива — маловодной перекиси водорода, условно названной «продуктом 030».

По результатам проектирования сформировался двухкорпусный корабль водоизмещением около 1000 тонн. В межбортном пространстве были расположены восемь цистерн главного балласта, топливные цистерны и проницаемые выгородки с запасом перекиси водорода.

Винто-рулевая группа опытной ПЛ проекта 617. Фото из книги «Адмиралтейские верфи подводному флоту России»


Винто-рулевая группа опытной ПЛ проекта 617. Фото из книги «Адмиралтейские верфи подводному флоту России»

Энергетическое оборудование включало в себя дизель-электрическую установку по схеме, типичной для дизельных ПЛ, и ПГТУ, работающую на одну линию гребного вала. Впервые на отечественной ПЛ мощность установки подводной лодки достигала 7250 л. с. на один вал. ПГТУ предназначалась для обеспечения подводного хода с большими скоростями (10−20 узлов), а ДЭУ — для ходовых режимов.

По разработанной Бюро проектной документации началось строительство подводной лодки на заводе № 196 (Ново-Адмиралтейский завод, ныне «Адмиралтейские верфи»). Закладка состоялась 5 февраля 1951-го, спуск на воду — 5 февраля 1952-го, с 16 июня 1951 года начались швартовные, а затем и ходовые испытания.

В соответствии с приказом МСП № 00133 от 18 февраля 1953 года, в связи с необходимостью организации работ по созданию первой отечественной атомной подводной лодки, все работы по проекту 617, а также научные исследования, связанные с этим проектом, вместе со стендом были переданы в ЦКБ-18. Занимавшиеся данным проектом специалисты были также переведены в ЦКБ-18, после чего все дальнейшие работы по обеспечению ходовых и государственных испытаний, а также опытной эксплуатации ПЛ проекта 617 выполнялись там же.

После завершения ходовых испытаний 21 апреля 1955 года лодка была предъявлена к государственным испытаниям, которые закончились 20 марта 1956 года, и в этот же день она была передана в опытную эксплуатацию в составе ВМФ. В приемном акте Государственной комиссии отмечено: «По широкому диапазону больших подводных скоростей и дальностям хода с этими скоростями подводная лодка не имеет себе равных в составе отечественного флота, что значительно расширяет тактические возможности боевого использования подводных лодок такого типа».

Создание скоростной подводной лодки проекта 617 с паротурбинной установкой, работающей в подводном положении с использованием перекиси водорода, позволило по-новому взглянуть на проблемы длительного подводного плавания и оказало определенное влияние на все последующие работы в стране по созданию атомных подводных лодок.

Опытная подлодка проекта 617. Фото из книги «Адмиралтейские верфи подводному флоту России»


Опытная подлодка проекта 617. Фото из книги «Адмиралтейские верфи подводному флоту России»

Конструкция:

Корпус лодки создавался максимально обтекаемым для улучшения ходовых качеств. Обводы кормовой части спроектированы аналогично немецкому проекту XXVI, количество выступающих частей было минимизировано. Лодка имела двухкорпусную конструкцию, запас плавучести составлял 28%. С учетом разделения прочного корпуса на 6 отсеков была обеспечена плавучесть лодки при затоплении любого отсека прочного корпуса. От немецкого проекта были позаимствованы: устройство шноркеля, система продувки цистерн главного балласта в позиционном положении выхлопными газами дизеля, развитая система гидравлического оборудования вместо пневматики, были установлены дизель-компрессоры для пополнения запасов воздуха высокого давления.

Силовая установка:

Принцип работы парогазотурбинной установки был основан на цикле турбины Г. Вальтера: высококонцентрированный пероксид водорода разлагался на воду и кислород. Кислород поступал в камеру сгорания, затем туда впрыскивались специальное топливо и пресная вода. Образовавшаяся парогазовая смесь под высокими давлением и температурой вращала турбину. В завершение цикла продукты сгорания охлаждались, ненужную углекислоту удаляли за борт, а вода направлялась на очередной рабочий цикл.

Вооружение:

6 носовых торпедных аппаратов и 12 торпед 533 мм.

Тактико-технические характеристики:

  • Водоизмещение нормальное — 950 т,
  • Глубина погружения — 200 м,
  • Скорость подводная под ПГТУ — 20 уз.,
  • Скорость подводная под ГЭД — 9,5 уз.,
  • Автономность — 45 суток,
  • Дальность плавания (подводная) полной скоростью под ПГТУ — 120 миль, скоростью 14,2 уз под ПГТУ — 198 миль, под РДП со скоростью 5−8 уз — 8000 миль.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена