Мобильные межконтинентальные ракетные комплексы

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец»

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец»

11:3720 Oct, 2014 7677

Мобильный ракетный комплекс с мощными ракетами, скрытно размещавшийся в железнодорожных вагонах.

Постановление о начале разработки в СССР мобильного комплекса стратегических ракет на железнодорожной платформе вышло в 1969 году. Разработчик комплекса — конструкторское бюро «Южное» (Днепропетровск).

Причиной стала информация о создании в Штатах твердотопливной ракеты MX (будущей LGM-118 Peacekeeper), предназначенной сразу для нескольких вариантов базирования, в том числе и железнодорожного. Американцы в итоге ограничились только шахтным вариантом своего комплекса, а СССР создал БЖРК с ракетой, которая также могла быть развернута в шахтах.

БЖРК представлял собой железнодорожный состав, замаскированный под обычный, с вагонами-рефрижераторами, багажными и почтовыми вагонами (четырех- и восьмиосными).

В «ракетный поезд» входили два тепловоза типа ДМ-62, командный пункт из семи, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три трехвагонные пусковые установки с ракетами. Такой состав выходил из пункта базирования и под видом обычного гражданского поезда курсировал в железнодорожной сети, оставаясь в готовности к старту.

БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец»


БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец». Фото: Википедия

При создании состава была применена масса оригинальных решений — начиная от создания уникальной системы балансировки нагрузки, позволявшей равномерно распределять давление от вагона с ракетой на два соседних вагона, и заканчивая мачтовой системой, которая аккуратно отводила в сторону электрическую контактную сеть над путями, мешавшую старту ракеты.

Первый состав заступил на боевое дежурство 20 октября 1987 года. Советский Союз создал три дивизии на «ракетных поездах»: под Костромой, под Красноярском и под Пермью, всего 36 пусковых установок в 12 составах.

Ракетой комплекса была выбрана РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61). Ракета РТ-23 также существовала и с нее, собственно, все и началось, однако в процессе создания БЖРК было принято решение ставить его на вооружение с более совершенной ракетой.

БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец». Фото: Википедия

Ракета РТ-23УТТХ массой чуть менее 105 тонн несла 10 боевых блоков мощностью по 430 кт. По конструкции ракета твердотопливная трехступенчатая.

С августа 1988 года версия этих ракет под индексом 15Ж60 начала ставиться на вооружение и шахтных ракетных комплексов. Основным отличием ракеты 15Ж60 от 15Ж61 было применение нового высокоэнергетического топлива типа «Опал», а также комплекс мероприятий по повышению стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва. До июля 1991 года было развернуто 56 ракет, последние сняты с вооружения в 1999 году.

Последние «ракетные поезда» были сняты с вооружения российских РВСН в начале 2000-х годов. Связано это было и с высокой стоимостью содержания, и с давлением Вашингтона, а также со сложностями эксплуатации тяжелых «ракетовозов» на неукрепленных железнодорожных путях, на которые в 90-е годы практически не выделялось денег. Наконец, заканчивался гарантийный срок ракет РТ-23УТТХ (15 лет), а получить новые было невозможно: их разработчиком и производителем был днепропетровский «Южмаш», после 1991 года оставшийся на Украине.

Однако в данный момент принято решение о восстановлении БЖРК в составе РВСН. Сообщалось, что в 2014 году Московским институтом теплотехники должно было быть завершено эскизное проектирование нового комплекса. Для новой версии, которая будет меньше, чем прежняя, выбрана более легкая ракета «Ярс». Как сообщалось, такие комплексы могут появиться на вооружении уже до 2020 года.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена