Истребители и истребители-бомбардировщики

Ту-128. Тяжелый перехватчик

Ту-128. Тяжелый перехватчик

11:1720 Mar, 2015 12924

Ту-128 — тяжелый барражирующий перехватчик. Создан в ОКБ Туполева на основе опытного бомбардировщика как перехватчик дальнего радиуса действия и большой продолжительности полета.

После окончания Второй мировой и начала Холодной войны перед СССР крайне остро встал вопрос построения эффективной общегосударственной системы ПВО. Если с защитой европейской части с построением сети РЛС, производством большого числа перехватчиков и началом развертывания первых ЗРК ситуация достигла приемлемого уровня, то с неосвоенными регионами Севера, Сибири, Дальнего востока было куда сложнее. Построение плотной сети ЗРК или аэродромов для не обладавших большой дальностью перехватчиков той поры было экономически неприемлемо, учитывая, что речь шла о совершенно неосвоенных регионах. В то же время наличие в ПВО страны огромных «прорех» было также недопустимо. Выход был найден в выдаче задания на создание перехватчика с особо большой дальностью и длительностью полета — обладая таким самолетом можно было бы ограничиться расположенными сравнительно далеко друг от друга аэродромами.

Первоначально задание на разработку барражирующего перехватчика получило ОКБ Лавочкина. Однако Ла-250 оказался неудачным. В 1957 году ОКБ Туполева получило предложение создать на основе проекта среднего бомбардировщика «98» перехватчик. В следующем году было выдано официальное техническое задание на разработку комплекса Ту-28−80 в составе барражирующего перехватчика Ту-28 и ракет К-80. В 1960-м был построен прототип, который выполнил первый полет 18 марта 1961 года. В том же году самолет принял участие в авиационном празднике в Тушино. Параллельно велось строительство первой опытной серии. Заводские и государственные испытания продлились до 1964 года, а в следующем году самолет был официально принят на вооружение. Еще ранее, в 1963-м, самолет получил индекс Ту-128, ракеты семейства К-80 были приняты на вооружение под индексами Р-4Т (с пассивной теплочувствительной ГСН) и Р-4Р (с полуактивной радиолокационной ГСН).


Фото: Википедия

В середине 70-х началась модернизация ранее выпущенных самолетов в вариант Ту-128М с усовершенствованной БРЛС и ракетами Р-4ТМ и Р-4РМ. Основной целью доработок было придание перехватчику возможности поражения маловысотных целей. Также была выпущена небольшая серия учебных Ту-128УТ без БРЛС, с кабиной инструктора в носовом обтекателе.

В общей сложности, считая учебно-тренировочные, было выпущено 198 Ту-128. Самолеты состояли на вооружении до начала 90-х, когда были окончательно заменены на МиГ-31. Кроме того, на вооружение авиации ПВО планировалось поставить Су-30, предназначенные для длительных полетов.

Самолет Ту-128 является чистым перехватчиком — оснащенный сложной навигационно-связной аппаратурой, мощной БРЛС, дальнобойным ракетным вооружением, он в то же время не обладал пушечным оружием, имел ограниченную маневренность, доставшуюся от исходного бомбардировщика, и был совершенно не приспособлен для ведения воздушного боя. Основным преимуществом были чрезвычайно высокие на тот момент длительность полета (до трех часов нахождения в районе патрулирования) и радиус действия. Благодаря этому, несмотря на то, что самолет являлся в известной степени эрзацем, он в течение четверти века эффективно выполнял задачу по защите удаленных районов страны. Единственными известными случаями боевого применения является перехват разведывательных аэростатов.

Основные летно-технические характеристики:

  • Длина самолета — 30,06 м,
  • Размах крыла — 17,53 м,
  • Вес пустого — 24,500 кг, максимальный взлетный — 43700 кг,
  • Максимальная скорость — 1910 км/ч
  • Потолок — 15600 м,
  • Дальность полета — 2565 км,
  • Экипаж — 2 чел.
  • Вооружение самолета: четыре ракеты Р-4, как правило, по две Р-4Т и Р-4Р.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена