Истребители и истребители-бомбардировщики

Су-7. Фронтовой истребитель

Су-7. Фронтовой истребитель

12:2614 Apr, 2015 8818

Су-7 — советский реактивный сверхзвуковой истребитель. Индекс Су-7 традиционно ассоциируется с более поздними модификациями — истребителями-бомбардировщиками, но история самолета началась с фронтового истребителя.

В начале 50-х Советских Союз, наряду с угрозой от стратегических бомбардировщиков, столкнулся и с вызовами в области истребительной авиации. Если F-100 «Супер Сейбр» можно было противопоставить МиГ-19, то перспективный F-104 «Старфайтер» был машиной уже иного уровня, на которой планировалось достичь скорости, более чем вдвое превышавшей скорость звука.

Для ликвидации намечающегося отставания в 1953 году конструкторским бюро Микояна и Сухого были даны задания разработать по два варианта фронтового истребителя с максимальной скоростью не менее 1800 км/ч. Один вариант должен был быть с обычным стреловидным крылом, другой — с подававшим надежды треугольным. Кроме фронтового истребителя планировалось создать и перехватчик, но работы по истребителю имели более высокий приоритет.

КБ Сухого, имевшее уже опыт работ над скоростным самолетом со стреловидным крылом (прототип «Р», он же Су-17, — не путать с более поздним истребителем-бомбардировщиком), сосредоточилось на нем. Прототип со стреловидным крылом получил внутренний индекс КБ С-1. Треугольное крыло не «забросили», а оставили для перехватчика Т-3 (в дальнейшем был принят на вооружение как Су-9).

КБ Микояна вело работы как над стреловидным крылом (прототип Е-2), так и над треугольным (Е-4). По результатам испытаний более удачным посчитали Е-4, и он вскоре станет легендарным МиГ-21.

С-1 — прототип Су-7

С-1 — прототип Су-7

Однако это будет позже, а пока «Сухие» шли вровень, а местами опережали «Миги». Первый полет С-1 состоялся 7 сентября 1955 года. Уже через год, еще до начала государственных испытаний, было принято решение о разворачивании серийного производства на авиазаводе № 126 в Комсомольске-на-Амуре.

Острое желанием военных поскорее получить новый истребитель было понятно, а то, что подгоняли именно Су-7, было вызвано тем, что на тот момент он виделся более перспективным. Так, по самому интересному для заказчика параметру — скорости — отрыв был огромен: в 1956-м МиГи достигали скорости 1750 км/ч, а Су-7 — 2100 км/ч.

Первые четыре серийных Су-7 завод собрал к концу 1957 года. 30 самолетов были выпущены с двигателями АЛ-7Ф, а с весны 1959-го начался выпуск машин, оснащенных АЛ-7Ф1−50 повышенной тяги. Оснащение ими было обусловлено требованием правительства срочно повысить летные характеристики самолета. В первую очередь, потолок — для борьбы с высотными разведчиками U-2. Производство их велось до конца 1960 года, в общей сложности было выпущено 132 истребителя Су-7.

Прекращение выпуска было связано с тем, что ВВС выбрали в качестве основного истребителя «МиГовскую» машину с треугольным крылом — МиГ-21. После оснащения форсированным двигателем Р-11Ф-300 МиГ-21Ф достиг скоростных и высотных характеристик, сопоставимых с Су-7, но при этом был лишен ряда недостатков. В первую очередь к ним стоит отнести высокую взлетную и посадочную скорость, строгость в управлении, склонность к помпажу двигателя — совокупность факторов, требовавших высочайшей подготовки летчиков. В противном случае расплатой становилась высокая аварийность. Для фронтового истребителя — «самолета-солдата», самой массовой машины ВВС — это было недопустимо.

Су-7, установленный на постамент перед корпусом Харьковского авиационного института

Су-7, установленный перед корпусом Харьковского авиационного института

Однако от обладавшей высокими характеристиками машины окончательно отказываться и не думали — в 1958 году начались работы над истребителем-бомбардировщиком на его базе. Они, в различных модификациях, будут в большом количестве выпускаться для ВВС СССР (и на долгое время станут основным истребителем-бомбардировщиком) и на экспорт, до 1972 года.

Основные летно-технические характеристики:

  • Длина самолета — 18,55 м,
  • Размах крыла — 9,31 м,
  • Высота самолета — 5,16 м,
  • Вес пустого — 7145 кг, максимальный взлетный — 10859 кг,
  • Максимальная скорость — у земли 1250 км/ч, на высоте 2230 км/ч,
  • Потолок — 18750 м,
  • Дальность полета — 890 км. (без ПТБ и подвесного вооружения),
  • Экипаж — 1 человек,
  • Вооружение самолета: две пушки НР-30 (по 65 снарядов), два подфюзеляжных и два подкрыльевых узла подвески. Как правило, под фюзеляжем подвешивалось два ПТБ, а под крылом допускалась подвеска бомб калибра до 250 кг, блоков с НАР С-5.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена