Истребители и истребители-бомбардировщики

МиГ-19. Перехватчики

МиГ-19. Перехватчики

12:2613 марта, 2015 9023

Наряду с большим количеством выпущенных фронтовых истребителей, перехватчики МиГ-19 составляли основу авиации ПВО СССР долгое время, вплоть до массового поступления на вооружение специализированных машин нового поколения Су-9 и Су-11.

Задание на разработку перехватчика на основе СМ-2 — прототипа будущего МиГ-19 — было дано одновременно с разработкой фронтового истребителя. Однако ввиду большей сложности ее выполнение заняло больше времени. Так, первый прототип перехватчика был выполнен уже на основе серийного МиГ-19С. Получив индекс СМ-7, он был готов летом 1954 года, а первый полет выполнил 28 августа. В январе 1955 года, после прохождения заводских испытаний машина была представлена на государственные испытания, занявшие больше года. На следующий год перехватчик под индексом МиГ-19П запустили в серию.

От фронтового истребителя перехватчик отличался расширенным составом оборудования и ослабленным вооружением. Вместо радиодальномера был установлен радиоприцел РП-2 «Изумруд-2», были установлены системы предупреждения об облучении и запросчик-ответчик системы госопознавания, часть самолетов оснащалась системой полуавтоматического перехвата «Горизонт», которая обеспечивала вывод перехватчика на цель по командам с земли. Однако ради того, чтобы освободить место для радиоприцела, пришлось снять фюзеляжную пушку.

Прототип МиГ-19П

Прототип МиГ-19П. Фото: airwar.ru

Вооружался МиГ-19, кроме двух крыльевых пушек (на части — две НР-23 калибра 23 мм, на части — более мощные НР-30 калибра 30 мм), подвесными блоками УБ-8 с неуправляемыми ракетами С-5.

Сразу же встал вопрос о модернизации самолета — в первую очередь, оснащении управляемым ракетным вооружением и более мощной БРЛС РП-5. В качестве основного оружия предлагались семейство ракет К-5 с радиокомандным наведением. В 1956-м под ракеты РС-2У (К-5М) доработали две опытные машины, а в следующем году новая модификация под индексом МиГ-19ПМ была поставлена на вооружение и сменила МиГ-19П в серии. Самолет нес четыре ракеты РС-2У, однако был лишен пушечного вооружения — обе пушки сняли по весовым соображениям.

Перехватчики МиГ-19ПМ выпускались серийно до конца 1957 года, в производстве их сменили самолеты семейства МиГ-21. Полностью с вооружения авиационных частей ПВО СССР их сняли в начале 70-х. В ходе службы самолет неоднократно модернизировался, оснащался новой аппаратурой полуавтоматического наведения, дорабатывался для применения ракет «воздух-воздух» семейства Р-3.

МиГ-19ПМ

МиГ-19ПМ. Фото: airwar.ru

Говоря о перехватчиках МиГ-19, нельзя не упомянуть о специализированных высотных модификациях. С середины 50-х в воздушное пространство регулярно, десятки раз в год, вторгались высотные разведывательные аэростаты и специально доработанные высотные разведчики RB-57D «Canberra» с практическим потолком более 20 км (потом к ним прибавится и легендарный U-2). Для борьбы с высотными целями в СССР решили модернизировать истребитель, имевший на тот момент лучшие летные характеристики — МиГ-19С. В 1956-м была создана и выпускалась небольшой серией высотная модификация МиГ-19СВ. Самолет оснастили форсированными двигателями, сняли фюзеляжную пушку, тормозной парашют, некоторое оборудование. Удалось снизить взлетный вес на 230 кг. Для летчика создали специальный высотно-компенсирующий костюм. Эти меры позволили добиться повышения практического потолка более чем на километр, до 18500 м. Максимальная скорость также возросла — до 1572 км/ч (на высоте 11 км). Динамический потолок (высота, на которую самолет забирается, делая «горку»), достигаемый строевыми летчиками, составлял 19300−19500 м, в рекордном полете летчик-испытатель достиг 20740 м. Однако эти результаты были недостаточны для уверенного перехвата высотных целей.

Для достижения еще более высоких характеристик проводились испытания машин, оснащенных подфюзеляжными ускорителями с жидкостными ракетными двигателями. На самолете, получившем индекс СМ-50, в 1957 году удалось достичь динамического потолка 24500 м. На несколько меньших высотах (22−23 км) самолет мог задерживаться несколько минут, пока хватало топлива в ускорителе. Однако сам по себе успешный вывод перехватчика на высотную цель для успешного ее визуального обнаружения и поражения огнем пушек был крайне сложен. Будущее в борьбе с высотными целями было за новыми самолетами с управляемым ракетным вооружением, мощными РЛС и наземными зенитно-ракетными комплексами.

СМ-50

СМ-50. Фото: airwar.ru

Основные летно-технические характеристики (МиГ-19ПМ):

  • Длина самолета — 13,03 м,
  • Размах крыла — 9 м,
  • Вес пустого — 5673 кг, максимальный взлетный — 7730 кг,
  • Максимальная скорость -1432 км/ч
  • Потолок — 17250 м,
  • Дальность полета — 1290 км,
  • Вооружение самолета: четыре ракеты РС-2У (К-5 М).

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена