Истребители и истребители-бомбардировщики

Як-25. Перехватчики

Як-25. Перехватчики

16:2631 Mar, 2015 14030

Як-25 — семейство двухдвигательных двухместных реактивных самолетов, включавшее в себя перехватчики, разведчики, ударные самолеты и летающие лаборатории.

Работа над перехватчиками велась в СССР после войны с высокой интенсивностью и привела к созданию множества образцов. Их можно условно разделить по назначению на две основные группы — легкие, скоростные машины, зачастую переделанные из фронтовых истребителей (например МиГ-19П/ПМ), и тяжелые, неманевренные машины с мощными бортовыми радиолокационными станциями (РЛС), обеспечивающими относительную самостоятельность в поиске цели, большую длительность и дальность полета (например, Ту-128). Вторые были нужны как для обороны на дальних рубежах, так и для защиты границ в районах, не имеющих развитой аэродромной сети.

Одним из первых успешных самолетов этого типа стал Як-25. Постановление Совета министров о создании перехватчика и фронтового разведчика вышло в августе 1951 года. Работа была поручена ОКБ Яковлева. Перехватчик получил внутренний индекс КБ «120». В качестве силовой установки выбрали два двигателя АМ-5А тягой по 2000 кг. Самолет должен был оснащаться мощной по тем временам РЛС «Сокол», находившейся в разработке.

Первый прототип «120» (иногда обозначается Як-120) был готов уже в 1952 году, первый полет состоялся 19 июня. Государственные испытания машина — с рядом нареканий — прошла к июню 1953-го. В сентябре она была принята на вооружение под индексом Як-25 и запущена в серийное производство на авиазаводе № 292 в Саратове.

Прототип «120»

Прототип «120»

Одной из основных проблем была задержка в разработке РЛС — испытания «120» проходил сначала с габаритно-весовым макетом «Сокола», а потом с уже готовой, но более простой, РЛС РП-1 «Изумруд». В серию машину пришлось запустить также с ней.

Як-25М
Серийное производство осваивалось с трудом. В 1954 году было собрано только 24 самолета, из них военным было сдано четыре вместо 100 планировавшихся. В общей сложности было выпущено 67 «оригинальных» Як-25. Уже в 1955 году перешли на выпуск Як-25М, на котором устанавливалась наконец-то готовая РЛС РП-6 «Сокол». РП-6 обеспечивал обнаружение цели типа «тяжелый бомбардировщик» на дальности до 25 км.

Як-25М производился до 1957-го, выпущено было 406 самолетов.

В 1955 году самолет был показан публично на нескольких воздушных праздниках. В то время он проходил войсковые испытания и осваивался в 611-м истребительном авиаполку авиации ПВО.

Як-25М состоял на вооружении авиации ПВО СССР до второй половины 60-х. Он стал первым серийным барражирующим перехватчиком с достаточно высокой длительностью полета (более 3 часов с подвесным топливным баком), позволявшей вести дежурство в воздухе. Единственными эпизодами боевого применения перехватчиков Як-25 стала борьба с разведывательными и агитационными (загруженными листовками) аэростатами.

РЛС РП-6 «Сокол»

РЛС РП-6 «Сокол». Фото: Евгений Ерохин/missiles.ru

Основные летно-технические характеристики (даны для модификации Як-25М):

  • Длина самолета — 15,66 м,
  • Размах крыла — 10,96 м,
  • Вес пустого — 6,210 кг, максимальный взлетный — 10,045 кг,
  • Максимальная скорость — 1090 км/ч
  • Потолок — 14500 м,
  • Дальность полета — 2010 км (с ПТБ — 2560 км),
  • Длительность полета — 2 ч. 48 мин (с ПТБ — 3 ч. 26 мин.)
  • Экипаж — 2 человека,
  • Вооружение самолета: две пушки Н-37Л (боекомплект — по 50 снарядов на орудие штатный, в перегруз — до 100).

Еще по теме:
Як-25. Разведчики
Як-25. Ударные модификации

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена