Истребители и истребители-бомбардировщики

Истребитель-бомбардировщик Су-7Б

Истребитель-бомбардировщик Су-7Б

14:3628 окт, 2015 9651

Су-7Б — сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, созданный на основе фронтового истребителя Су-7. Выпускался крупной серией, множество самолетов было поставлено на экспорт.

По ряду причин в качестве фронтового истребителя Су-7 не прижился и уступил МиГ-21. Однако мощная и скоростная машина прекрасно подходила в качестве основы для истребителя-бомбардировщика. В конце 50-х истребительно-бомбардировочная авиация стремительно вытеснила в составе ВВС СССР штурмовую и фронтовую бомбардировочную, но при этом была представлена списанными из истребительных частей, устаревшими дозвуковыми МиГ-15 и МиГ-17 с малым радиусом действия и скромной ракетно-бомбовой нагрузкой.

Для радикального исправления этого недостатка 31 июля 1958 года вышло постановление правительства СССР о начале работ над ударной модификацией Су-7. Проработка такой машины началась в ОКБ-51 Павла Сухого еще годом ранее. Благодаря подготовительным работам первый прототип был доработан из серийного Су-7 быстро, и в марте 1959-го самолет под внутренним индексом С22-1 совершил первый полет. Доработки свелись, в основном, к установке нового прицельного оборудования, держателей вооружения, усилению шасси и размещению в крыле топливных баков. В декабре того же года самолет был представлен на государственные испытания, которые прошел в кратчайшие сроки и в августе 1960 года был рекомендован к принятию на вооружение. 24 января 1961 года он был официально принят на вооружение как Су-7Б. Однако к тому времени серийное производство уже шло вовсю, было выпущено более 100 машин. Фактически авиазавод в Комсомольске-на-Амуре еще в конце 1959-го, без перерывов, перешел от выпуска истребителей Су-7 к истребителям-бомбардировщикам Су-7Б.

Су-7Б

Вместе с Су-7Б на вооружение был принят и его «главный калибр» — тактическая ядерная бомба 8У69, первый советский спецбоеприпас, предназначенный для применения со скоростных тактических самолетов. Малогабаритная бомба имела достаточную для решеная тактических задач мощность 5 килотонн при массе около 450 кг. В 1962 году на Семипалатинском полигоне были проведены сбросы реальных боеприпасов — таким образом, Су-7Б является единственным советским сверхзвуковым самолетом, участвовавшим в ядерных испытаниях.

Су-7Б выпускались в 1959–62 годах, в дальнейшем приступили к выпуску усовершенствованных модификаций — Су-7БМ (увеличенный запас топлива, ряд мелких доработок, 1963–65 годы); Су-7БКЛ (с колесно-лыжным шасси, для эксплуатации с грунтовых аэродромов, 1965–72 годы); учебно-боевых Су-7У и Су-7УМК (1965–72 годы). Самолеты семейства Су-7Б активно поставлялись на экспорт, была создана специальная экспортная модификация Су-7БМК. В боевых частях ВВС СССР он прослужил до 1986-го (большинство полков было перевооружено во второй половине 70-х).

В общей сложности было выпущено 1847 самолетов, в том числе 759 поставлено на экспорт.

Су-7Б отличали хорошие для своего времени летно-технические характеристики — по скорости, скороподъемности, потолку он находился на уровне истребителей начала 60-х. К недостаткам самолета стоит отнести возможность эффективно использоваться только в дневное время суток и высокую аварийность, обусловленную сложностью пилотирования и недостаточной надежностью на раннем этапе освоения. Несмотря на все недостатки, Су-7Б стал для советской авиации знаковой машиной — первым полноценно сверхзвуковым ударным самолетом и фундаментом истребительно-бомбардировочной авиации. На его основе был разработан более удачный Су-17, состоящий на вооружении в зарубежных странах до сих пор.

Экспортные Су-7Б применялись во множестве локальных конфликтов. Самолеты участвовали в войне в Афганистане, но в составе не советских, а афганских ВВС.

Основные летно-технические характеристики (для Су-7БКЛ):

  • Длина самолета — 18,72 м,
  • Размах крыла — 9,31 м,
  • Высота самолета — 4,99 м,
  • Вес пустого — 9097 кг, максимальный взлетный — 15850 кг,
  • Максимальная скорость:
    у земли — 1150 км/ч,
    на высоте — 2150 км/ч,
  • Потолок — 17600 м,
  • Дальность полета — 1000 км (без ПТБ и подвесного вооружения),
  • Экипаж — 1 человек,
  • Вооружение самолета: две пушки НР-30 (по 65 снарядов), неуправляемые ракеты и бомбы массой до 2500 кг на шести узлах подвески (в более ранних модификациях — на четырех).

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена