Истребители и истребители-бомбардировщики

Фронтовой истребитель МиГ-29

Фронтовой истребитель МиГ-29

11:3106 окт, 2014 6258

Легкий истребитель четвертого поколения, одна из самых многочисленных машин в ВВС России.

МиГ-29 создавался по техническому заданию на «перспективный фронтовой истребитель» (ПФИ). По результатам техзадание было разделено на два проекта: на тяжелый истребитель, который отдали ОКБ Сухого (так появился Су-27), и легкий, которым стал МиГ-29.

Изначально МиГ-29 представлял собой по концепции легкий фронтовой истребитель, «заточенный» под ближний воздушный бой. Лишь во второй половине 1990-х годов машина потяжелела и обрела новые возможности, в частности — управляемое вооружение для работы по земле. Так появились версии МиГ-29СМТ, МиГ-29М/М2, МиГ-35, а также обновленный палубный МиГ-29К. В этом смысле МиГ-29 прошел ту же эволюцию, что и его коллега с той стороны океана, истребитель F-16 Fighting Falcon, который тоже создавался как дешевая легкая машина для воздушного боя «накоротке», а в итоге сделался многофункциональным тактическим истребителем.

Впервые машина взлетела 6 октября 1977 года. Серийное производство развернули в 1982 году, а первые серийные истребители МиГ-29 попали в ВВС в июле 1983 года. Тем не менее, самолет официально приняли на вооружение только в 1987 году, после длительного залечивания детских болезней.

Истребители МиГ-29 и МиГ-29УБ пилотажной группы «Стрижи»

Истребители МиГ-29 и МиГ-29УБ пилотажной группы «Стрижи». Фото: Александр Мартынов

МиГ-29 представляет собой самолет так называемой интегральной компоновки, когда крыло и фюзеляж плавно переходят друг в друга, образуя единую несущую поверхность. Машина максимальной взлетной массой более 18 тонн оснащалась двумя двигателями типа РД-33 форсажной тягой 8300 кгс. Максимальная скорость достигала 2,3 М на высоте. Практический потолок 18 км, максимальная практическая дальность без применения подвесных баков до 1430 км, с баками до 2100 км, при действия на низких высотах — около 700 км.

Самолет вооружался 30-мм автоматической пушкой ГШ-301 (с боекомплектом 150 снарядов) и имел шесть подкрыльевых узлов подвески. Управляемое вооружение включало ракеты «воздух-воздух» Р-27Р (средней дальности), Р-73 и Р-60М (ближнего боя). Также самолет мог нести неуправляемое вооружение для работы по земле — авиабомбы калибра 250 и 500 кг, а также блоки неуправляемых ракет.

МиГ-29

МиГ-29. Фото: Андрей Захаренко

Первой страной, кроме СССР, получившей на вооружение МиГ-29, стала Индия в 1986 году — вопреки практике, согласно которой экспортные версии новых машин предлагались Варшавскому Договору. После этого машины получали и восточноевропейские страны, а также КНДР. С 1990-х годов МиГ-29 пользовался не ажиотажным, но устойчивым спросом в третьем мире.

Сейчас российские ВВС имеют около двух сотен МиГ-29 выпуска конца 1980-х — начала 1990-х годов, а также 34 новых машины типа МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ постройки середины 2000-х годов. Также заказано еще 16 машин МиГ-29СМТ и в ближайшее время планируется заказ машин типа МиГ-35. Авиация ВМФ заказала самолеты МиГ-29К/КУБ для обновления авиакрыла авианосца «Адмирал Кузнецов».

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена