Дальняя авиация

Ту-22М. Дальний бомбардировщик

Ту-22М. Дальний бомбардировщик

17:2824 апр, 2015 7163

Ту-22М — советский сверхзвуковой дальний бомбардировщик-ракетоносец. На данный момент единственный представитель своего класса не только в России, но и в мире.

Основными дальними бомбардировщиками-ракетоносцами СССР с середины 50-х являлись самолеты семейства Ту-16. Поставки с начала 60-х сверхзвуковых Ту-22 кардинально не изменили ситуацию. Несмотря на выход на качественно новый уровень летных характеристик, машина была не лишена недостатков и выпускалась в количествах, хоть и больших, но совершенно недостаточных для замены Ту-16.

Параллельно с запуском в серию Ту-22 начались работы над более совершенной машиной на его базе. Одной из основных проблем Ту-22 было несоответствие изначально заданного облика самолета веяниям времени. На момент создания основной для Дальней авиации была идея прорыва ПВО на большой высоте и скорости. Однако с начала 60-х, как реакция на развитие зенитно-ракетных комплексов, возобладала идея прорыва на сверхмалых высотах, ниже зоны видимости радаров. Обязательная отработка полетов на сверхмалых высотах на Ту-22 в ходе тренировок во многом и привела к крайне высокому количеству катастроф на этих самолетах.

Таким образом, одной из основных задач при создании модернизированного Ту-22 стало приспособление самолета к полетам на малых высотах. Кроме этого необходимо было улучшить взлетно-посадочные характеристики — высокая посадочная скорость не только увеличивала требования к длине полос, но и способствовала аварийности. При этом от способности развивать высокую скорость военные отказаться были не готовы. Решение для обеспечения многорежимности было выбрано в середине 60-х — остановились на входившем «в моду» крыле с изменяемой стреловидностью.


Фото: Сергей Аблогин

Основой будущего Ту-22М стал проект «145». Постепенно от оригинального Ту-22 не осталось практически ничего: кроме крыла с изменяемой стреловидностью кардинально переработали аэродинамику всего планера, перенесли двигатели с основания киля в хвост, с размещением воздухозаборников по бокам фюзеляжа.

Интересно, что первоначально самолет планировалось назвать Ту-145, однако для того, чтобы получить одобрение руководства страны, его выдали за «модернизацию» ракетоносца Ту-22К под индексом Ту-22КМ. Вскоре букву «К», обозначавшую на прошлых машинах ракетоносные модификации, отбросили — отчасти для упрощения, отчасти потому, что создание «чистого» бомбардировщика и не планировалось.

Первый прототип Ту-22М был готов в середине 1969 года, первый полет Ту-22М0 (предсерийные машины обозначались так) выполнил 30 августа того же года. Ту-22М0 было выпущено восемь, они изначально позиционировались как переходные и использовались для испытаний и обучения летчиков.

Часть недостатков устранили на Ту-22М1, выпуск которых начали в 1971 году. Однако и их характеристики не удовлетворили военных, было выпущено только 10 единиц. Первой крупносерийной модификацией стал Ту-22М2, с новыми двигателями НК-22. В 1973−83 годах было выпущено 211 таких машин. Он же стал первым Ту-22М, поступившим на вооружение (в 1976-м) и массово освоенным в строевых частях, поступать туда он начал с 1974 года.


Фото: Виталий Кузьмин

Однако работы над совершенствованием машины не прекращались. В 1974 году начались работы над улучшенной версией Ту-22М2, с еще более совершенными двигателями НК-25. Кроме этого усовершенствовали аэродинамику — появились столь узнаваемые заостренные воздухозаборники. Проведена была масштабная оптимизация конструкции самолета: где возможно — облегчили, где надо — упрочнили, уплотнили щели и т. д. Несмотря на новые, более тяжелые двигатели, масса самолета уменьшилась более чем на две тонны! Объем усовершенствований был столь велик, что одно время новый самолет даже нес индекс Ту-32.

Первый Ту-22М3 совершил полет 20 июня 1977-го, уже в следующем году он был запущен в серию. Выпущено было 268 Ту-22М3. На данный момент на вооружении ВВС России состоят, по различным оценкам, в летнопригодном состоянии от 40 до 70 Ту-22М3. Ту-22М2 были сняты с вооружения.

Ту-22М3 проходят капитальный ремонт с модернизацией в вариант Ту-22М3М, с обновленным БРЭО и поддержкой новых авиационных средств поражения.

Основным задачами Ту-22М являются: поражение крупных надводных целей тяжелыми противокорабельными ракетами, уничтожение крупных наземных объектов — как ракетами, так и свободнопадающими и корректируемыми авиабомбами. Самолет может применять ядерное оружие — противокорабельные ракеты с ядерными боевыми частями (могут применяться и для поражения наземных объектов), бомбы.

Ту-22М использовались в конце войны в Афганистане, в Первой чеченской войне и войне в Южной Осетии.


Фото: Сергей Аблогин

Основные летно-технические характеристики (даны для Ту-22М3):

  • Длина самолета — 42,46 м,
  • Размах крыла — от 23,3 до 34,28 м (в зависимости от угла стреловидности),
  • Высота — 11,05 м,
  • Вес пустого — 68000 кг, максимальный взлетный — 126000 кг,
  • Максимальная скорость — 2300 км/ч,
  • Потолок — 13300 м,
  • Дальность полета — до 7000 км (высотный профиль полета), 5500 км (смешанный профиль),
  • Боевой радиус действия — 1500−2500 км (в зависимости от скорости и высоты полета),
  • Экипаж — 4 человека,
  • Вооружение самолета: пушка ГШ-23 в кормовой оборонительной установке. Противокорабельные ракеты Х-22 (в перегруз до 3), Х-32 (перспективная модернизированная Х-22, на Ту-22М3М), Х-15 (до 10, сняты с вооружения). Бомбы, мины и кассеты в бомбоотсеке и/или под крылом, общей массой до 24 тонн.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена