Дальняя авиация

Многорежимный стратегический бомбардировщик Ту-160

Многорежимный стратегический бомбардировщик Ту-160

12:3524 Nov, 2014 16671

«Белый лебедь» — сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла.

Ту-160, как и многие изделия советской оборонки, стал «самым-самым» сразу в нескольких номинациях. Это самый крупный в истории авиации сверхзвуковой самолет, самый крупный самолет с изменяемой геометрией крыла и самый тяжелый боевой самолет в мире.

Впервые «Белый лебедь», как прозвали эту машину в Дальней авиации, взлетел в 1981 году. Советский Союз все 1970-е годы разрабатывал многорежимный межконтинентальный «стратег», способный работать как на сверхзвуке, так и на дозвуке, неся значительную боевую нагрузку. Это делалось в том числе в ответ на разработку в США бомбардировщика B-1 Lancer. После сложного конкурса, на котором схлестнулись образцы К. Б. Сухого (Т-4 МС) и К. Б. Мясищева (М-18), победа досталась туполевцам.

Длина самолета 54 метра, размах крыла изменяемой геометрии на взлетно-посадочных режимах — 57,7 метра. Максимальная взлетная масса до 275 тонн, максимальная допустимая боевая нагрузка по разным сведениям 40−45 тонн. Максимальная скорость на высоте свыше 2 М. Практический потолок 21 км. Максимальная дальность полета без дозаправки до 13−14 тыс. км. Экипаж 4 человека.

Кабина пилотов стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160


Кабина пилотов Ту-160. Фото: Alex Beltyukov

Основное вооружение Ту-160 — 12 стратегических ядерных крылатых ракет Х-55СМ на двух шестизарядных барабанах во внутреннем отсеке. В данный момент самолеты переоборудованы для несения более современной версии ракеты Х-555 с обычными боевыми частями. В процессе модернизации машины получат на вооружение новые крылатые ракеты Х-101 (Х-102) с обычными и ядерными боезарядами.

Также Ту-160 могут нести 12 аэробаллистических ракет типа Х-15 с дальностями от 150 до 280 км в разных версиях, а также управляемые и свободно падающие авиабомбы (как обычные, так и ядерные).

На базе Ту-160 прорабатывалось сразу несколько вариантов самолетов спецназначения: Например, тяжелый истребитель с ракетами «воздух-воздух» большой дальности (Ту-160П) или самолет РЭБ (Ту-160ПП). Также была идея сделать из самолета воздушно-космический носитель: с межконтинентальными баллистическими ракетами воздушного старта (Ту-160К) и с разгонной системой воздушного старта «Бурлак» для вывода на орбиту полезной нагрузки. Все эти варианты не ушли дальше эскизов или попыток построить натурный макет.

Ту-160 «Виталий Копылов». Последняя машина, выпущенная на Казанском авиационном заводе в 2008 году


Ту-160 «Виталий Копылов». Последняя машина, выпущенная на Казанском авиационном заводе в 2008 году. Фото: Dmitry Pichugin

Было выпущено всего 35 бомбардировщиков Ту-160, из них восемь — прототипы и предсерийные машины. В данный момент в составе дальней авиации ВВС России находится 16 самолетов Ту-160, все они находятся на авиабазе Энгельс в Саратовской области.

В процессе модернизации машины получают не только новое вооружение, но и существенно обновляют комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, в частности получают новую навигационную аппаратуру.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена