Бронетранспортеры

Бронетранспортер БТР-80

Бронетранспортер БТР-80

12:0002 июня, 2015 9870

Основной бронетранспортер сухопутных и внутренних войск, наследник БТР-70.

Уже почти сразу после запуска в серийное производства (в 1972 году) нового бронетранспортера БТР-70, призванного заменить основной армейский БТР-60, выяснилось, что машина прорывной не стала. Значительные улучшения, привнесенные в конструкцию БТР-70, тем не менее, не смогли компенсировать оставшиеся от «предка» недостатки. В первую очередь, речь шла о ненадежной и громоздкой силовой установке, представлявшей собой тандем из двух карбюраторных двигателей.

В результате в начале 1980-х годов в конструкторском бюро ГАЗа был создан новый бронетранспортер ГАЗ-5903, учитывающий опыт эксплуатации БТР-70 (в том числе боевой опыт Афганистана). В 1984 году машину была запущена в серийное производство, а в 1986 году принята на вооружение под обозначением БТР-80. Разработчики машины — сотрудники ГАЗовского К. Б. Евгений Мурашкин и Игорь Мухин.

БТР-80. Вывод советских войск из Афганистана, 1988 год

Компоновка машины подразумевала размещение отделения управления в передней части машины, боевого отделения (включающего посадочные места десанта) в средней части корпуса, а в корме — моторно-трансмиссионного отделения. Для десантирования использовались двухстворчатые бронедвери, размещенные побортно под башней, а также два десантных люка прямоугольной формы в верхней части корпуса.

Двигатель машины — дизель КАМАЗ-740.3 жидкостного охлаждения, с турбонаддувом. Весной 1993 года на КАМАЗе случился сильный пожар, изрядно повредивший технологическую оснастку, на которой выпускали дизели. Оценки времени восстановления были плохие, поэтому в итоге буквально «в пожарном порядке» был разработан модернизированный БТР-80М. На него устанавливался менее мощный дизель Ярославского моторного завода ЯМЗ-238. КАМАЗовская линия дала первые двигатели после пожара уже в декабре 1993 года, однако серия БТР-80М неплохо показала себя в эксплуатации и выпускалась до 1995 года.

Экипаж машины включал командира, механика-водителя и наводчика. Кроме них, в боевом отделении машины размещалось семь мотострелков.

Вооружение БТР-80 размещалось в башенной установке БПУ-1 и включало в себя 14,5-м пулемет КПВТ, спаренный с 7,62-мм пулеметом ПКТ.

Машина выпускалась с несколькими вариациями, в том числе БТР-80К (командирская машина с дополнительным комплектом средств связи). Дальнейшим развитие БТР-80 стали машины типа БТР-80А (получившие новые боевые отделения с 30-мм автоматической пушкой), созданные в 1994 году в рамках ОКР «Буйность». Упрощенная версия этой машины с прежним вооружением из 14,5-мм пулемета получила обозначение БТР-80С и производилась для оснащения внутренних войск МВД.


БТР-80 на репетиции Парада Победы в Москве, 2008 год

При развитии этого подхода появились глубоко модернизированные БТР-82 и БТР-82А (с разным вооружением), а также БТР-82АМ (обычный БТР-80, модернизированный в заводских условиях до уровня БТР-82А).

На базе БТР-80 создан и эксплуатируется целый ряд специализированных боевых машин, включая колесную САУ 2С23 «Нона-СВК», а также разведывательно-дозорные и ремонтно-эвакуационные машины, боевая противодиверсионная машина «Тайфун» (используется в РВСН для сопровождения подвижных грунтовых стратегических комплексов), командные, санитарные машины и машины радиационной и химической разведки.

ТТХ машины:

  • Боевая масса: 13,6 тонны.
  • Длина корпуса: 7,65 метра
  • Клиренс: 475 мм
  • Мощность двигателя 260 л. с. (240 л. с. для БТР-80 М)
  • Максимальная скорость по шоссе 80 км/ч, на плаву 9−10 км/ч.
  • Запас хода: 600 км (по шоссе)
  • Боекомплект для 14,5-мм пулемета: 500 патронов.
  • Боекомплект для 7,62-мм пулемета: 2000 патронов.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена