Фронтовые бомбардировщики

Фронтовой бомбардировщик Ил-28

Фронтовой бомбардировщик Ил-28

11:0805 Nov, 2015 39517

Ил-28 — первый советский серийный реактивный бомбардировщик. Основной ударный самолет ВВС СССР до начала 60-х.

Наряду с созданием первых реактивных истребителей в конце войны остро встал вопрос и о переходе бомбардировочной авиации на новый тип силовой установки. Наибольшей проблемой являлось отсутствие достаточно надежного и мощного отечественного реактивного двигателя. С помощью копий «трофейных» двигателей Jumo и BMW удалось создать достаточно удачные истребители МиГ-9 и Як-15, однако для бомбардировщиков эти двигатели не подходили ввиду низкой тяги. Отечественные разработки задерживались. Выручила покупка в Великобритании двигателей фирмы Rolls-Royce. В 1947 году первые партии были получены, а уже в начале 1948 года пошли в серию советские копии. В октябре 1947-го КБ Ильюшина предложило создать с ними двухдвигательный бомбардировщик.

К тому времени у КБ Ильюшина, как и у ряда других советских конструкторских бюро, уже был неудачный опыт попыток создания реактивных бомбардировщиков. В новом проекте, получившем индекс Ил-28, пошли по пути максимального облегчения — в частности сократили оборонительное вооружение до одной хвостовой пушечной установки. Время подтвердило оправданность решения. Конкуренты из КБ Туполева в дальнейшем также пришли к аналогичной схеме, однако задержка привела к тому, что Ту-14 уступил ильюшинской машине.

Ил-28, хвостовая часть
Ил-28, хвостовая часть. Фото: Сергей Рябцев/russianplanes.net

Первый полет прототипа Ил-28 состоялся 8 июля 1948 года. В начале следующего года он был представлен на Государственные испытания. После внесения ряда доработок, в частности замены двигателей на ВК-1 — уже не копию, а развитие английских двигателей, самолет был запущен в серию. Ил-28 выпускался в огромном количестве сразу на нескольких авиазаводах. За пиковый 1954 год было выпущено 2121 самолет — почти шесть самолетов в день!

Для облегчения переучивания на новую технику в 1950 году в серию была запущена учебно-тренировочная модификация Ил-28У. На ней на месте передней кабины штурмана размещалась кабина летчика-инструктора.

Начиная с 1953-го часть самолетов (около 450) была доработана для применения первой советской относительно малогабаритной ядерной бомбы 244Н «Татьяна». Участвовали в испытаниях ядерного оружия. Для нужд морской авиации самолеты модернизировались и оснащались торпедным вооружением. В итоге Ил-28 вытеснили Ту-14 и из авиации ВМФ СССР. С 1953 года в серию была запущенна оснащенная фотоаппаратурой разведывательная модификация Ил-28Р. Разумеется, такой массовый самолет использовался и как летающая лаборатория, и для утилитарных задач — например, как буксировщик мишеней. Небольшое количество машин использовалось в гражданской авиации под индексом Ил-20, в основном в качестве почтовых и метеорологических самолетов.

Ил-28
Фото: vaul.ru

Серийное производство Ил-28 в СССР закончилось в 1956 году, было выпущено более шести тысяч машин. В середине 60-х в Китае начались работы над запуском в серию своего варианта Ил-28 под индексом H-5. Работы шли тяжело, так как к тому времени техническое сотрудничество с СССР уже было разорвано и самолет создавался во многом самостоятельно — несмотря на внешнее сходство, значительная часть узлов была переработана. Ряд деталей был унифицирован с H-6 — китайской копией Ту-16. Производство H-5 продолжалось до конца 70-х, количество выпущенных машин оценивается в районе двух тысяч.

Ил-28 активно поставлялся на экспорт в развивающиеся страны и страны соцлагеря. С конца 60-х на экспорт поставлялась и китайская версия. Состоял на вооружении более чем 20-ти стран. Окончательно из летных училищ в СССР самолеты списали в 80-х, а в Китае они прослужили до начала 21 века. На данный момент H-5 сохранились на вооружении ВВС КНДР в небольшом количестве.

Впервые в боевой обстановке советские реактивные бомбардировщики и разведчики были применены в ходе подавления переворота в Венгрии в 1956 году. За рубежом Ил-28 и H-5 активно участвовали во множестве локальных конфликтов.

Ил-28
Фото: vaul.ru

Основные летно-технические характеристики:

  • Длина самолета — 18 м,
  • Размах крыла — 21,45 м,
  • Вес пустого — 12890 кг, максимальный взлетный — 21000 кг,
  • Максимальная скорость — 900 км/ч,
  • Потолок — 12300 м,
  • Дальность полета — 2260 км (с 1000 кг бомб),
  • Экипаж — 3 человека,
  • Вооружение самолета: две пушки НР-23 (по 100 снарядов), кормовая оборонительная установка с двумя пушками НР-23 (по 225 снарядов). Бомбы общим весом до 3000 кг.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена