Многоцелевые атомные лодки

Проект 705 — подводный истребитель

Проект 705 — подводный истребитель

15:5004 Feb, 2015 11816

«Лира» — подводный истребитель проекта 705, который обогнал свое время и из-за этого стал причиной многих неудач, связанных с обслуживанием.

В 1960-х помимо проектирования АПЛ II поколения в конструкторском бюро «Малахит» проводилась разработка технических решений, способных обеспечить большой прогресс в развитии подводного кораблестроения.

В далеком 1959 году ведущий специалист конструкторского бюро «Малахит» А.В.Петров предложил создать малогабаритную комплексно-автоматизированную скоростную атомную подводную лодку с небольшим экипажем. По его замыслу, новая субмарина могла бы стать своеобразным «истребителем-перехватчиком», который сможет уничтожать подводные лодки противника сразу на выходе из баз, в морях и на позициях использования оружия против нашего побережья, даже в арктических районах. Также подлодка должна обладать высокой скоростью, маневренностью и, к тому же, иметь определенные ограничения: водоизмещение не более 1500 тонн, скорость не менее 45 узлов и глубина погружения не менее 500 метров.

Техническое предложение было подготовлено в январе 1960 года, а уже летом вышло постановление СМ СССР и ЦК КПСС о начале проектирования и постройки АПЛ проекта 705 «Лира».

Пневмогидравлические торпедные аппараты «Лиры», обеспечивающие стрельбу во всем диапазоне глубины погружения
Пневмогидравлические торпедные аппараты «Лиры», обеспечивающие стрельбу во всем диапазоне глубины погружения

В мае 1961 года вышло постановление, согласно которому главному конструктору Михаилу Георгиевичу Русанову, при веских обоснованиях, разрешалось отступать от стандартов военного кораблестроения. Постановление обуславливалось высокими требованиями, которые заключались в идее, озвученной ведущим специалистом «Малахита» А.В.Петровым.

Коллективом конструкторского бюро были проведены научно-исследовательские разработки по созданию новой АПЛ. После множества исследований схем различных энергетических установок приняли решение остановиться на однореакторной установке ОК-550 с жидкометаллическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя первого контура. Также было принято решение о создании корпуса с использованием титана, разработанного в научно-исследовательском институте «Прометей».

При постройке подводной лодки были применены новейшие боевые и технические разработки на основе самых современных достижений науки и техники 60-х годов. В рубку была встроена спасательная камера вместимостью 40 человек, которая в нужный момент могла отстыковаться от подлодки и всплыть. Впервые в истории подводного судостроения по проекту конструкторского бюро имени Кулакова была создана управляющая система «Аккорд». Система позволила сосредоточить все управление подводной лодкой в центральном посту. Все гидродинамические обводы корпуса лодки были проверены учеными московского филиала ЦАГИ имени Жуковского.

Центральный отсек АПЛ «Лира»
Центральный отсек АПЛ «Лира»

Строительство головной «Лиры», которая должна была стать началом серии противолодочных атомоходов, было начато в 1968 году на Ново-Адмиралтейском заводе (Адмиралтейские верфи). За период 1971—1981 года на предприятии было построено 4 атомохода.

Справка по проекту 705:

  • Водоизмещение лодки нормальное — около 2280 м³
  • Скорость полная под ГТЗА — около 40 узлов
  • Автономность — 50 суток
  • Численность экипажа — 29 человек
  • Вооружение — 6 торпедных аппаратов, боезапас 18 торпед
  • Мощность ГТЗА типа ОК-7 — 40000 л. с.
Спасательная капсула АПЛ «Лира»
Спасательная капсула АПЛ «Лира»

Во время эксплуатации первых корпусов подводных лодок проекта 705 было принято решение откорректировать технической проект, после чего было принято предложение по разработке блочной атомной паропроизводительной установки, которая позволила существенно уменьшить длину и водоизмещение корабля. Установка БМ-40А однореакторного типа имела два парогенератора вместо трех у предыдущего. Установка была выполнена блочным агрегатом, который включал в себя все основное оборудование и биологическую защиту. Так появилось развитие проекта 705 в лице 705К.

Проекты 705 и 705К
Проекты 705 и 705К

Строительство подводных лодок проекта 705К велось в Северодвинске, на Северном машиностроительном предприятии («Севмаш»). За период 1977—1981 годы были построены четыре подводные лодки данного проекта.

Стоит сказать, что, несмотря на их новизну и сильное отличие от всех эксплуатирующихся флотом атомных подводных лодок, проекты 705 и 705К показали себя надежными и боеспособными кораблями. После вступления в строй представители проекта совершили множество походов в различные точки мирового океана. Частота их использования была высокой, и они регулярно совершали автономные походы, участвовали во всех маневрах и учениях Военно-морского флота, показали высокую эффективность. Каждая субмарина проекта имела по несколько контактов с иностранными подлодками и, благодаря своей скорости и маневренности, получала определенные преимущества перед ними: возможность оторваться не только от преследования, но и от выпущенных в нее торпед. Высокая скорость и маневренность позволяла ей на полном ходу делать разворот на 180 градусов, на который уходило всего 42 секунды.

Проекты 705 и 705К
Проекты 705 и 705К

Причина вывода из состава флота кораблей данного проекта — в том, что они обогнали свое время на многие годы, поэтому были трудны в эксплуатации. Малая численность экипажа, а также сложность техники, трудности, связанные с базированием, необходимость поддержки контура реактора в горячем состоянии, создали предпосылки к раннему выводу их из состава флота. Идея создания высокоэффективного, дешевого «истребителя» провалилась.

Но на этом история проекта 705 не заканчивается. Несмотря на то, что «Лира» была создана в период 60−70-х годов она была кораблем 21 века и вполне возможно, что в новых подводных лодках проекта 885 «Ясень» есть ее частичка.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена