Многоцелевые атомные лодки

Атомная подводная лодка проекта 627/627А «Кит»

Атомная подводная лодка проекта 627/627А «Кит»

03:3417 июля, 2014 5959

Первенец отечественного атомного подплава, она поставила рекорд – первой из подводных лодок всплыла на Северном полюсе.

Решение о создании первой советской атомной подводной лодки («объекта 627») было принято в сентябре 1952 года. Корабль не просто создавался как экспериментальный стенд, но он должен был решить одну важную, как казалось на тот момент, боевую задачу.

Поэтому первые наброски к проекту лодки выглядели монструозно. Она должна была нести одну стратегическую суперторпеду Т-15 (длина 24 метра, калибр 1550 мм) с дальностью хода до 50 км и термоядерным зарядом мощностью до 100 мегатонн. Такую торпеду предполагалось использовать для гарантированного разрушения крупных портов неприятеля.

Но в 1954 году от этой чудовищной идеи все-таки отказались, торпеду делать не стали, и лодка была построена «по-человечески»: как нормальная торпедная атомная субмарина классической компоновки. Главным конструктором проекта был Владимир Перегудов.

Головную субмарину проекта К-3 заложили на верфи в сентябре 1955 года, и ввели в строй в декабре 1958 года. Всего было построено 13 лодок — головная К-3 проекта 627 и еще 12 по доработанному проекту 627А. Лодки проекта 627/627А отслужили на флоте около 30 лет, их начали выводить из боевого состава только с 1989 года. Одна из них — К-8 — погибла в апреле 1970 года у Азорских островов.

ПЛА «К-3»


ПЛА «К-3»

Основное отличие серийного проекта 627А было в установке нового навигационного оборудования, внедрении некоторых новшеств по части обеспечения живучести, а также выносе гидроакустической станции «Арктика-М» в специальный наплыв в носовой части. Головную К-3 к 1965 году также модернизировали под серийный проект 627А.

Лодка имела подводное водоизмещение 4750 тонн, надводное — 3065 тонн. Максимальная скорость хода под водой 30 узлов, надводная 15,5 узлов. Предельная глубина погружения 300 метров. Двигательная установка ядерная, два водо-водяных реактора типа ВМ-А тепловой мощностью по 70 МВт. Автономность 50 суток. Экипаж 104 человека (первоначально предполагалось 86 человек).

Лодка вооружалась восемью 533-мм торпедными аппаратами в носовой части. В боекомплект могли входить 20 торпед всех существовавших на тот момент в этом калибре типов, включая «специальные» (ядерные). Обычно на лодке, выходившей на боевое патрулирование, ядерными были 4−6 торпед.

Наиболее известна из проекта, помимо погибшей К-8, головная К-3, получившая собственное имя «Ленинский комсомол». 17 июля 1962 года эта лодка впервые в истории человечества всплыла в районе Северного полюса.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена