Лодки с крылатыми ракетами

Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 661 «Анчар»

Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 661 «Анчар»

11:2818 дек, 2014 7820

Уникальная для своего времени лодка с титановым корпусом, поставившая до сих пор непревзойденный рекорд подводной скорости.

Осознав невысокую эффективность и низкую боевую устойчивость лодок с крылатыми ракетами надводного старта, советские военные затребовали себе ракету с подводным стартом и лодку под нее. Ракетой стала П-70 «Аметист», а лодкой — атомоход проекта 661 «Анчар», проектировать который начали в 1960 году в ОКБ-16 (ныне Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»).

«Золотыми рыбками» в советском флоте было принято звать скоростные лодки-истребители проекта 705, но первым этого титула удостоился именно «Анчар», задачей которого было атаковать авианосные ударные соединения НАТО, не теряя скрытности.

Лодку делали буквально «с чистого листа»: на этапе проектирования прямо запрещалось использовать уже имевшиеся узлы, системы и оборудование, все разрабатывалось заново, под новые требования.


Фото: Википедия

Из-за технологической сложности и обилия новых решений промышленность осилила постройку всего одной лодки этого типа — сперва она называлась К-162, позднее переименована в К-222.

Заложена лодка была на северодвинском «Севмаше» в декабре 1963 года, спущена на воду в 1968 году и зачислена в состав флота 31 декабря 1969 года.

Лодка двухкорпусная, с раздвоенной кормой и разнесенными гребными винтами (эта схема позднее была применена на субмаринах проекта 949), строилась из титана. Подводное водоизмещение 8770 тонн, длина 106 метров, предельная глубина погружения 400 метров. Экипаж до 80 человек.

18 декабря 1970 года лодка показала на мерной миле сенсационную скорость в 44,7 узла в подводном положении — этот рекорд до сих не превзойдён. Притом что скорость лодки по техническому заданию определялась в 38 узлов. Правда, на скоростях более 35 узлов лодка начинала генерировать мощный шум из-за характера обтекания водой, что резко повышало вероятность ее обнаружения гидроакустическими средствами.

В качестве основного вооружения лодка несла 10 крылатых ракет подводного старта П-70 «Аметист», размещенные побортно в межкорпусном пространстве носовой части. Ракета имела максимальную дальность стрельбы 80 км и маршевую скорость полета 1160 км/ч. Боевая часть ракеты — фугасно-кумулятивная или ядерная. Также атомоход имел четыре носовых 533-мм торпедных аппарата с боезапасом в 12 торпед.


Фото: masterok

Лодка служила на Северном флоте, базировалась в Западной Лице, потом в Видяево. В 1984 году выведена из эксплуатации, в 1989 году исключена из состава флота. Утилизирована в 2010 году в Северодвинске.

Проект «Анчар» остался дорогим уникальным экспериментом, но решения, отработанные на этой лодке, легли в основу первой массовой серии советских лодок с противокорабельными ракетами подводного старта — проекта 670 «Скат» с комплексом «Аметист» и проекта 670 М «Чайка» с новым комплексом П-120 «Малахит».

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена