Уникальная для своего времени лодка с титановым корпусом, поставившая до сих пор непревзойденный рекорд подводной скорости.
Осознав невысокую эффективность и низкую боевую устойчивость лодок с крылатыми ракетами надводного старта, советские военные затребовали себе ракету с подводным стартом и лодку под нее. Ракетой стала
«Золотыми рыбками» в советском флоте было принято звать скоростные
Лодку делали буквально «с чистого листа»: на этапе проектирования прямо запрещалось использовать уже имевшиеся узлы, системы и оборудование, все разрабатывалось заново, под новые требования.
Фото: Википедия
Заложена лодка была на северодвинском «Севмаше» в декабре 1963 года, спущена на воду в 1968 году и зачислена в состав флота 31 декабря 1969 года.
Лодка двухкорпусная, с раздвоенной кормой и разнесенными гребными винтами (эта схема позднее была применена на субмаринах проекта 949), строилась из титана. Подводное водоизмещение 8770 тонн, длина 106 метров, предельная глубина погружения 400 метров. Экипаж до 80 человек.
18 декабря 1970 года лодка показала на мерной миле сенсационную скорость в 44,7 узла в подводном положении — этот рекорд до сих не превзойдён. Притом что скорость лодки по техническому заданию определялась в 38 узлов. Правда, на скоростях более 35 узлов лодка начинала генерировать мощный шум
В качестве основного вооружения лодка несла 10 крылатых ракет подводного старта
Фото: masterok
Лодка служила на Северном флоте, базировалась в Западной Лице, потом в Видяево. В 1984 году выведена из эксплуатации, в 1989 году исключена из состава флота. Утилизирована в 2010 году в Северодвинске.
Проект «Анчар» остался дорогим уникальным экспериментом, но решения, отработанные на этой лодке, легли в основу первой массовой серии советских лодок с противокорабельными ракетами подводного старта — проекта 670 «Скат» с комплексом «Аметист» и проекта 670 М «Чайка» с новым комплексом
Рассказать друзьям