Мы делили авиапром. Что ждет украинские концерны?

18:2627 янв, 2016 14303

Киев взялся за модернизацию украинского авиапрома — правительство ликвидировало авиастроительный концерн «Антонов» с передачей его предприятий в состав «Укроборонпрома». А тем временем американцы собираются создать на базе украинского АО «Мотор-Сич» новый оборонный холдинг. Зачем американцам понадобилось совместное с украинцами предприятие и к чему придет в итоге украинский авиапром, — об этом «Защищать Россию» побеседовало с военным обозревателем Lenta.ru Ильей Крамником.

Какое будущее ждет теперь «Антонова»?

Чисто технически не должно ничего произойти, поскольку заводы никуда не уехали, их не разгоняли и не закрывали, просто изменился собственник и формальное руководство. На практике же продолжится медленное угасание, замедляемое работами по тем или иным контрактам.

В целом же судьба комплекса достаточно печальна — без потребителя он никому не нужен, а главным его потребителем может быть только один — Министерство обороны России.

Фото: Олег Беляков russianplanes.net

Все остальные покупатели — не более, чем приятные бонусы. Те же индусы с удовольствием купили бы несколько строящихся серийно самолетов марки «Ан». Но чтобы они строились, их сначала должна заказать Россия. Поэтому последней надеждой на выживание являются переговоры «Антонова» о том, чтобы продать кому-нибудь полный цикл производства ближнемагистрального военно-транспортного самолета Ан-178 и сохранить какие-то компетенции по разработке и производству тех или иных узлов и агрегатов.

Если они продадут полный цикл производства 178-го в Индию, то «Антонов» получит деньги за наладку этого цикла, без разработчика это сделать невозможно. Эти средства можно будет пустить на сохранение и развитие опытно-промышленного производства.

Фото: antonov.com

Если мы обратим внимание на историю, то с 1960-х годов на Украине осталось только опытное производство КБ Антонова. Серийно «Аны» строились в Иркутске, а затем в Ташкенте. К концу восьмидесятых годов, на закате СССР, планировалось развернуть производство тяжелых дальних транспортных самолетов Ан-124 «Руслан», но опять же не на Украине, а в российском Ульяновске.

В Киеве, на заводе «Авиант», строились первые экземпляры и какое-то количество машин для испытаний, после чего завод переходил к подготовке производства следующей разрабатываемой машины. Был, правда, еще и Харьковский авиазавод, но он строил только легкие самолеты Ан-72 и Ан-74. Так или иначе, основная масса самолетов «Антонова» создавалась на российских мощностях, и сейчас украинцам надо их чем-то заменить.

Выгодно ли это российскому авиапрому?

Перетекание элементов антоновской кооперации в Россию не сокращается, и очередные бюрократические пертурбации это предприятие ни к чему хорошему не приведут. А продолжающееся угасание приведет к тому, что еще больше специалистов постарается уехать в Россию и еще меньше их останется на месте.

Фото: antonov.com

США намерены создать на Украине новый оборонный холдинг, центром которого станет АО «Мотор-Сич», специализирующееся на производстве авиадвигателей. Для чего американцам понадобился этот холдинг?

Выгода проста — это довольно надежный способ влезть на рынок модернизации советской военной техники. В различных странах третьего мира, в том числе и в Индии, этот рынок огромен. И меньше он становиться не будет, учитывая, что Россия активно продолжает экспорт вооружений и военной техники.

В данном случае американцам на Украине понадобилась некая контора, которая была бы более-менее понятна с точки зрения бизнес-процессов и имела бы отношение к профильной деятельности. И «Мотор-Сич» в этом плане — единственно подходящий вариант. Учитывая сегодняшнюю практику Запада по созданию многопрофильных холдингов, этот вариант вполне может быть исходной структурой для создания такого холдинга.

Образованный вокруг авиадвигательного завода, он сможет заниматься модернизацией самолетов и вертолетов, включая постройку каких-то легких машин на своих мощностях, и вместе с тем выпускать противотанковые ракеты, ремонтировать бронетехнику и т. п.

Насколько вероятно, что Штаты попытаются уничтожить эту одну из немногих оставшихся на Украине отраслей высокотехнологичного производства?

Это возможно, но только в том случае, если американцы увидят неизбежность (а это вполне реально) возвращения Украины в политическую орбиту России.

В этом случае США предпримут все меры, чтобы этот холдинг никому не достался.

А если ситуация на Украине законсервируется, что тоже вполне вероятно, то Америка будет использовать холдинг как инструмент политического давления на Киев и для извлечения прибыли из ремонта и модернизации вооружений.

Беседовал Григорий Миленин

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена