13 апреля 1904 года тихоокеанская эскадра потеряла флагманский корабль, Порт-Артур — мощный козырь в обороне, а российские морские силы — талантливого флотоводца. Гибель броненосца «Петропавловск» стала настоящей трагедией для страны и послужила толчком к созданию нового типа кораблей.
В ночь на 13 апреля 1904 года японские морские силы скрытно установили минное заграждение на выходе из гавани
Накануне, 12 апреля, командующий тихоокеанской эскадрой адмирал Степан Осипович Макаров отправил в рейд к островам Эллиот два отряда из восьми миноносцев: «Сторожевого», «Смелого», «Страшного», «Расторопного», «Бесшумного», «Боевого», «Выносливого» и «Грозового». Предполагалось, что у островов будут сосредоточены транспортные суда с японскими войсками, которые готовятся для переброски на Квантунский полуостров. Задача наших морских сил — не допустить переброски.
Приближаясь к островам, корабли для маскировки выключили кильватерные огни и продолжили путь в темноте. Так отстали и потерялись два миноносца — «Смелый» и «Страшный».
Основная группа, не обнаружив у островов Эллиот ни одного вражеского судна, устремилась к островам Шантасао. На рассвете моряки заметили мощную группировку неприятельских кораблей, по всем параметрам превосходившую наш отряд, и повернули назад, на базу. Туда же вскоре направился и «Смелый».
Второй отставший от группы миноносец — «Страшный» — наткнулся на отряд вражеских кораблей. Приняв в темноте японские миноносцы за свои, «Страшный» приблизился к ним. Японцы увидели опознавательные знаки российского миноносца и открыли огонь.
Завязался бой: один корабль против почти десятка японских. Всего через несколько минут «Страшный» пошел ко дну.
Вскоре к месту баталии прибыл броненосный крейсер «Баян». Он принял на борт спасшихся матросов и поспешил вернуться в
Несколько успешных атак — и вражеские корабли стали отступать на восток, где к ним присоединились основные силы японского флота. В это время пополнился и отряд Макарова — у
Было около 10 утра, когда в носовой части «Петропавловска» с правого борта раздался мощный взрыв — броненосец наткнулся на минное заграждение.
Всего через минуту под воду ушла носовая часть корабля, а после взрыва котлов, буквально разломившего броненосец на две части, корабль полностью ушел под воду — вместе с командующим.
После гибели броненосца взявший на себя командование эскадрой
Из 650 членов экипажа «Петропавловска» удалось спасти лишь 80 моряков. Остальные находившиеся на борту, включая адмирала Макарова, погибли.
По стечению обстоятельств в тот день на броненосце находился и известный художник-баталист Василий Верещагин.
Незадолго до событий он прибыл в Порт-Артур по приглашению Макарова и работал над зарисовками морских баталий.
Потерять в один день и флагманский корабль, и несколько сотен человек, и командующего флотом — это была настоящая трагедия.
Все бы мы перенесли легко, — писал в дневнике мичман И. Ренгартен, — но гибель командующего — это уж слишком громадное несчастье. Мы теперь похожи на туловище умнейшего человека, которому отрубили голову.
Через 8 лет после трагедии в России построили подлодку «Краб» — первый в мире подводный минный заградитель, спроектированный участником обороны
Рассказать друзьям