Во второй половине прошедшего ноября пришли долгожданные известия о финализации двух межправительственных сделок по продаже отечественной авиатехники — с давними партнерами: Китаем и Индонезией. Особое значение этих контрактов в том, что это первые поставки за рубеж новейшего истребителя Су-35.

Со своего первого полета в 2008 году, еще под индексом Су-35БМ, самолет активно продвигался на экспорт — в Бразилию и тот же Китай. Однако на фоне успешных поставок Су-30МК у более нового представителя семейства потомков Су-27 дела шли неторопливо. Во многом причиной, вероятно, служил как раз успех «тридцатого» — на фоне более дешевого и при этом доработанного и избавленного от «детских болезней» Су-30 потенциальным покупателям было неясно, зачем брать более дорогой, находящийся в разработке и при этом обладающий неочевидными преимуществами Су-35.

Стартовым заказчиком в этот раз выступило отечественное министерство обороны, подписав в 2009 году контракт на закупку 48 истребителей под индексом Су-35С («серийный»), и это, без сомнения, прибавило очков Су-35.

С 2012-го начались поставки серийных самолетов ВВС России — сначала в небольшом количестве, для испытаний и освоения (продолжающегося до сих пор). Сейчас по этому контракту поставляются последние машины, а в ближайшее время ожидается подписание еще одного контракта, таких же объемов.

Плотные переговоры с Китаем начались еще в 2008-м, в 2012 году было подписано предварительное соглашение. Однако торг о деталях занял еще три года. В первую очередь, китайская сторона стремилась закупить как можно меньшую серию при максимальной передаче технологий, в идеале — с интеграцией своего БРЭО и вооружения при помощи российских специалистов.

Это открыло бы дорогу если не к прямому копированию, то к использованию покупки исключительно для продолжения развития своей линейки истребителей J-11, являющихся нелицензионными копиями Су-27.

Только в середине ноября этого года от обеих сторон поступили подтверждения того, что контракт подписан. В итоге удалось добиться достаточно выгодных для России условий — в Китай будет поставлено 24 истребителя, уже готовых и из российских комплектующих. Это упростит работу, несколько затруднит копирование и обеспечит на много лет вперед стабильный доход от поставок запасных частей и вооружения. Без сомнения, Китай использует решения, примененные на Су-35 (в первую очередь, вероятно, в силовой установке), для своих J-11, но, по крайней мере, он купит при этом относительно немаленькую партию. Две эскадрильи это, разумеется, ничтожно мало для ВВС НОАК, но не стоит забывать, что изначально китайцы планировали купить чуть ли не шесть самолетов.

Сумма китайского контракта оценивается не менее чем в $2 млрд. Хотелось бы сразу предостеречь, что не стоит и пытаться просто делить сумму (точная, кстати, неизвестна) на количество самолетов, чтобы выяснить «цену истребителя».

Современный контракт на поставку технологически сложного вооружения — это пакет услуг, сопутствующие материалы, обучение персонала, необходимая инфраструктура.

Все это зачастую занимает до половины общей стоимости контракта.

С Индонезией все, с одной стороны, проще, а с другой — гораздо сложнее. Крупное островное государство покупает самолеты «Сухого» (Су-27 и Су-30) с начала «нулевых», и, хотя имеет определенные авиастроительные амбиции (планирует с Южной Кореей совместную разработку истребителя поколения 4+), в каких-либо незаконных махинациях замечено не было. Традиционной особенностью является заказ по частям, по несколько штук. Но в этот раз взяли сразу полную эскадрилью — 12 штук! Впрочем, основная причина этого, конечно, повышающаяся платежеспособность.

Сложность была в том, что в Индонезии происходило прямое соревнование с ведущими игроками мирового истребительного рынка — за тендер боролись и «Рафали», и «Тайфуны», и «Грипены», и F-16, а Су-35 вышел победителем из этого честного соревнования.

В предвзятости индонезийцев обвинять нет причин — например, они параллельно закупают в США дешевые б/у F-16.

Таким образом, портфель заказов пополнился за месяц на 36 самолетов. Самый трудный шаг — первый. На авиасалоне в Абу-Даби была озвучена сенсационная новость о том, что переговоры о приобретении Су-35 ведут Объединенные Арабские Эмираты.

Выход на рынок стран Персидского залива крайне важен — большинство других регионов уже насыщено современной авиатехникой и, вероятно, покупатели возьмут «передышку», пока не возникнет необходимость менять устаревающую физически и морально технику.

Учитывая, что срок строевой жизни истребителя растет от поколения к поколению (сейчас уже трудно представить, что служба самолета может ограничиваться десятилетием, а то и несколькими годами), это случится еще нескоро. Как знать, кто станет следующим покупателем Су-35? Ирану давно пора обновлять свой авиапарк…

Фото: putin24.info

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена