Вооруженные силы Китая получат 24 российских сверхманевренных истребителя Су-35 общей стоимостью около двух миллиардов долларов. Таким образом, КНР станет первым иностранным покупателем новейшего боевого самолета поколения 4++, а сам контракт на их поставку рассматривается как беспрецедентный. Между тем возникает вопрос — насколько выгодна для России подобная сделка? О плюсах и минусах продажи в Поднебесную новейших истребителей мы побеседовали с военным обозревателем Lenta.ru Константином Богдановым.
Насколько экспортный вариант будет отличаться по своим боевым характеристикам?
Понятно, что техника будет передаваться не со всей аппаратурой. Как минимум, с нее снимут системы госопознавания, которые являются критической технологией. Также можно предположить, что будут загрублены некоторые характеристики работы радиолокационной станции «Ирбис» — в части селекции целей, канальности и прочего.
Не повторится ли ситуация
Здесь обмана не предвидится. Контракт, судя по оглашенным сведениям, подразумевает постройку машин «под ключ» на заводе в
Комсомольске-на-Амуре .
Речь не идет о локализации производства как в случае с
Машины идут максимально в том виде, в каком они идут в наши войска, за исключением критических узлов. Для нас это не так плохо. Изначально китайцы хотели закупить 10–12 таких машин, причем с локализацией их сборки у себя на заводах. Наша сторона еще два года назад соглашалась примерно на 48 самолетов. В итоге сторговались до 24 единиц, но с полной сборкой в России.
Позволят ли их технологии скопировать наш двигатель с отклоняемым вектором тяги?
Я бы не сказал, что это создает большую проблему. Китай получает следующее полупоколение наших турбореактивных двигателей
Это всегда было максимальной проблемой для китайцев, потому что у них накоплено значительное отставание в развитии прикладной школы металлургии и химии.
Они не имели понятия о том, как нужно реализовывать технологические процессы специальной металлургии, связанные с выращиванием и обработкой турбинных лопаток.
В результате доходило до того, что они для реактивных двигателей собственного производства — нелицензионной копии наших двигателей
Можно сказать, что
когда-нибудь они полностью освоят советскую технологию их производства.
То, что у них окажутся наши новые двигатели, вряд ли навредит России. Скорее это осложнит жизнь китайцам, потому что значительные силы
Когда наши самолеты начнут получать новые двигатели, китайцы
только-только смогут понять, как работают старые.
Решение поставлять Китаю эти машины — в большей степени политический шаг или экономический?
Это чисто политический шаг во взаимоотношениях с Пекином, как и быстрое подписание контракта на поставку систем ПВО
Не очень понятная ситуация складывается с выпуском пассажирских самолетов
Китай выступает стартовым заказчиком
Су-35 , и это переводит наши истребители в иное качество.
Дело в том, что машину, которая никогда никому не поставлялась, очень трудно продать. Наблюдались единичные случаи в виде
Сейчас
Су-35 были приняты на вооружение в ВКС России, и в то же время уходят на экспорт. Теперь эта машина может широко поставляться тем, кто готов за нее платить.
Индонезия уже встала на очередь за истребителями, потому что она традиционно покупает самолеты КнААПО —
Россия с
Такая «гонка» — когда то одни, то другие покупают у России оружие — является элементом прямой политики в отношении этих двух азиатских держав.
И сейчас, когда Китай получает
Рассказать друзьям