Су-35 для Красного Дракона: просчет или выгода?

12:2707 дек, 2015 17013
Фото: Сергей Чайковский russianplanes.net

Вооруженные силы Китая получат 24 российских сверхманевренных истребителя Су-35 общей стоимостью около двух миллиардов долларов. Таким образом, КНР станет первым иностранным покупателем новейшего боевого самолета поколения 4++, а сам контракт на их поставку рассматривается как беспрецедентный. Между тем возникает вопрос — насколько выгодна для России подобная сделка? О плюсах и минусах продажи в Поднебесную новейших истребителей мы побеседовали с военным обозревателем Lenta.ru Константином Богдановым.

Насколько экспортный вариант будет отличаться по своим боевым характеристикам?

Понятно, что техника будет передаваться не со всей аппаратурой. Как минимум, с нее снимут системы госопознавания, которые являются критической технологией. Также можно предположить, что будут загрублены некоторые характеристики работы радиолокационной станции «Ирбис» — в части селекции целей, канальности и прочего.

Не повторится ли ситуация 1990-х годов с закупкой Китаем Су-27, когда они отказались от крупной партии этих истребителей и стали производить их нелицензионные копии?

Здесь обмана не предвидится. Контракт, судя по оглашенным сведениям, подразумевает постройку машин «под ключ» на заводе в Комсомольске-на-Амуре.

Речь не идет о локализации производства как в случае с Су-27СК по китайскому контракту конца 1990-х, когда он был брошен без продления опциона. Здесь мы будем иметь 24 машины, которые без отрыва от производства Комсомольский завод делает там же на линии, вместе с истребителями для ВКС России. В них вносятся определенные «косметические» изменения, и в таком виде, с минимальной переделкой, они отправятся в Китай.

Фото: Михаил Поляков russianplanes.net

Машины идут максимально в том виде, в каком они идут в наши войска, за исключением критических узлов. Для нас это не так плохо. Изначально китайцы хотели закупить 10–12 таких машин, причем с локализацией их сборки у себя на заводах. Наша сторона еще два года назад соглашалась примерно на 48 самолетов. В итоге сторговались до 24 единиц, но с полной сборкой в России.

Позволят ли их технологии скопировать наш двигатель с отклоняемым вектором тяги?

Я бы не сказал, что это создает большую проблему. Китай получает следующее полупоколение наших турбореактивных двигателей АЛ-41Ф1С, которое стоит на Су-35.

Это всегда было максимальной проблемой для китайцев, потому что у них накоплено значительное отставание в развитии прикладной школы металлургии и химии.

Они не имели понятия о том, как нужно реализовывать технологические процессы специальной металлургии, связанные с выращиванием и обработкой турбинных лопаток.

В результате доходило до того, что они для реактивных двигателей собственного производства — нелицензионной копии наших двигателей АЛ-31, предназначенных для истребителей J-11 — нелицензионной копии российских Су-27, вплоть до 2011–2013 годов огромными партиями закупали детали в России. Тем не менее, у китайцев наблюдается прогресс в этой сфере. Об этом можно судить по резкому увеличению ресурса их двигателей.

Можно сказать, что когда-нибудь они полностью освоят советскую технологию их производства.

То, что у них окажутся наши новые двигатели, вряд ли навредит России. Скорее это осложнит жизнь китайцам, потому что значительные силы инженерно-технического состава будут отвлечены на то, чтобы разобрать их и понять, как эти двигатели устроены. Они получат их к 2018 году, но к тому моменту будут созданы летные экземпляры двигателей второго этапа для нашего истребителя пятого поколения ПАК ФА.

Когда наши самолеты начнут получать новые двигатели, китайцы только-только смогут понять, как работают старые.

Решение поставлять Китаю эти машины — в большей степени политический шаг или экономический?

Это чисто политический шаг во взаимоотношениях с Пекином, как и быстрое подписание контракта на поставку систем ПВО С-400. Также здесь есть и внутриполитическая подоплека, связанная с загрузкой авиазавода в Комсомольске-на-Амуре, который получает экспортные заказы, но они не столь велики по сравнению с объемами российского гособоронзаказа.

Двигатель АЛ-41Ф1С. Фото: Виталий Кузьмин Википедия

Не очень понятная ситуация складывается с выпуском пассажирских самолетов SSJ-100 и завод нуждается в дополнительной нагрузке на ближайшие несколько лет. Третья причина носит внешний маркетинговый характер:

Китай выступает стартовым заказчиком Су-35, и это переводит наши истребители в иное качество.

Дело в том, что машину, которая никогда никому не поставлялась, очень трудно продать. Наблюдались единичные случаи в виде Су-30МКИ для ВВС Индии.

Сейчас Су-35 были приняты на вооружение в ВКС России, и в то же время уходят на экспорт. Теперь эта машина может широко поставляться тем, кто готов за нее платить.

Индонезия уже встала на очередь за истребителями, потому что она традиционно покупает самолеты КнААПО — Су-27СК и Су-30МК.

Фото: Сергей Чайковский russianplanes.net

Россия с 1990-х годов занимается балансировкой военных потенциалов в южной Азии. Мы одновременно продаем оружие и Китаю, и Индии. А эти страны между собой не очень хорошо дружат. Соответственно, как только одна из сторон получает технологическое преимущество, почти сразу у соседа возникает ответ. Мы наблюдали, как в 1992 году в Китай попали Су-27, потом Индией были закуплены Су-30. После этого Китай заказывает у нас Су-30МКК, и далее — Су-30МК2.

Такая «гонка» — когда то одни, то другие покупают у России оружие — является элементом прямой политики в отношении этих двух азиатских держав.

И сейчас, когда Китай получает Су-35, близкий по характеристикам к истребителю ВКС России, это тоже своего рода сигнал индийцам.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена