Сталин в Гори: музей, дом, вагон и памятники

17:4211 Jan, 2016 5997
Фото: Защищать Россию

Если где и мог возникнуть и сохраниться музей Сталина, так это на родине «вождя народов» — в грузинском Гори. В городе есть не только музей, но и несколько памятников Сталину, площадь, проспект его имени, дом, в котором он родился, и вагон, в котором он ездил. «Защищать Россию» предлагает читателям экскурсию по разношерстной экспозиции, которая создавалась в одной стране, а существует совсем в другой.

Большой памятник Сталину перед горийской мэрией, построенной с тем расчетом, чтобы напоминать Рейхстаг, демонтировали в 2010 году. Власти Грузии имели печальный опыт борьбы с советским наследием — в 2009 году в Кутаиси был снесен памятник советским воинам, в результате чего погибли два человека. Памятник Сталину сносили ночью.

Фото: Smerus

Перед Горийским университетом расположен «памятник студенту», на котором Сталин с книжкой в левой руке похож на молодого Пастернака. Большинство студентов не знает, кто стоит на пьедестале — он без подписи. Кроме этого, в Гори есть еще два идентичных малых памятника Сталину, один из которых находится между зданием музея и первым домом вождя, а второй — внутри музея.

Фото: Защищать Россию

Музей был основан в 1937 году. Тогда его открыли в доме, где родился Иосиф Джугашвили. В 1879 году семья занимала лишь маленькую комнатку — на фото левое окно и левая дверь. Мастерская в подвале, в которой отец Виссариона сапожничал, сохранилась. Вся меблировка внутри дома неоригинальная. Сам домик спрятан от солнца и осадков под саркофагом.

Фото: Защищать Россию

Роскошное здание музея в готическом стиле с башней и фронтальной галереей строилось с 1951 по 1957 годы. За два года до смерти вождя официально предполагалось, что это будет местный музей истории. Но достаточно взглянуть на проект, чтобы понять — огромное здание предназначалось для воспевания истории не крохотного городка, а самого известного его уроженца.

Фото: Защищать Россию

В холле прямо у входа слева висит мозаика с незамысловатым названием «И. В. Сталин», с которой вождь тянется рукой к посетителю. Рядом с ней — wi-fi роутер. Шутка «Сталин раздает wi-fi» рождается, когда на экране гаджета посетители видят в списке подключений «STALINI2».

Фото: Защищать Россию

Внутри стены облицованы гранитом и мрамором, на окнах — цветные витражи, на потолке — хрустальные люстры.

Фото: Защищать Россию

Здание в зимний период не прогревается солнцем и не отапливается. В нем холоднее, чем на улице. Смотрители сидят в одежде. Поставленные в углах калориферы не способны обогреть огромные залы. Про отопление директор музея сказала нам: «Будут менять». Вопрос «вам настолько не хватает финансирования?» остался без ответа. Собственно музейные залы начинаются на втором этаже. Входной билет для взрослых стоит 10 лари (приблизительно 300 рублей).

Фото: Защищать Россию

Экспозиция для музея такого уровня, мягко говоря, странная. В ней иногда явно видна несистемность. Личных вещей вождя немного, большинство представленных документов — копии. Логично, что залы посвящены различным периодам жизни Сталина. Первый зал — дореволюционная деятельность. В нем почему-то висит ковер из Ирана за авторством Ибрагим-Заде.

Фото: Защищать Россию

Дальше экспонаты возвращаются в логический ряд. 14-летний Сосо и родители. Виссарион и Екатерина Джугашвили (Геладзе). Фотография в центре — одно из двух самых известных изображений молодого Джугашвили. Другое фото будет сделано в ссылке. На нем красавец Иосиф похож на московского хипстера в шарфике.

Фото: Защищать Россию

В этом зале представлены образцы прошений семинариста Джугашвили на имя ректора о желании продолжить обучение, его самое известное стихотворение «Раскрылся розовый бутон…». Оригинальных документов нет. На одной из стен висит сделанная по советским понятиям о дизайне карта арестов, ссылок и, естественно, побегов революционера Кобы. Когда-то она мигала, показывая направления.

Фото: Защищать Россию

Одна из немногих оригинальных вещей, выставленных на обозрение, — чемодан, расположенный слева от бюста под стеклянным колпаком. По заверениям сотрудников музея, в залах представлена малая часть экспонатов. Большинство находится в хранилище.

Фото: Защищать Россию

Через стеллаж от бюста молодого Сталина, напоминающего немолодого Авраама Линкольна, размещен макет типографии — уникального инженерного сооружения, которому современная оппозиция могла бы позавидовать. Когда Сталин и товарищи были еще не членами ЦК, а гуляющими под надзором имперской полиции уголовниками, в тихом районе Тбилиси они устроили подпольную типографию. Строилась она последовательно силами двух бригад рабочих, не знавших друг о друге. Сначала надо было спуститься по лестнице в колодец почти до воды, потом по узкому ходу протиснуться к другому колодцу, который вел наверх в типографию, находившуюся под самым домом.

Фото: Защищать Россию

В этом же «революционном» зале, практически в «ленинском» уголке, размещено «письмо съезду» и дополнение к нему. Очевидно, что при Сталине эти документы не могли появиться в музее. Когда их разместили, экскурсоводы не помнят. «…я предлагаю товарищам сместить с должности генсека тов. Сталина и назначить другого человека, который во всех других отношениях отличается от Сталина, более терпим, лоялен, вежлив, менее капризен и т. д." (Ленин, 4 января 1923 года).

Фото: Защищать Россию

Второй зал посвящен довоенному периоду: индустриализации, отношениям Сталина с деятелями культуры, репрессиям. Позади бюста работы Яковлева стоит типовой кремлевский стол 30-х годов. Не сталинский, но тоже с зеленым сукном. В этом же зале многочисленные портреты «отца народов» и его сподвижников, приветствие Сталина Горькому, напечатанное в «Правде» в 1925 году, несколько их совместных фото и надписанная вождем копия последнего листа поэмы «Девушка и смерть», которая, как известно, «посильнее, чем „Фауст“ Гете».

Фото: Защищать Россию

Третий зал рассказывает о личной жизни вождя, Второй мировой войне и репрессиях. На одной из стен — коллаж из нескольких десятков поздравлений «отцу и учителю трудящихся» и признание «Правды» от 20 декабря 1939 года накануне юбилея Сталина: «Десятки тысяч приветственных писем и телеграмм шлют трудящиеся товарищу СТАЛИНУ — своему вождю, учителю и другу». В качестве жертв режима представлены фото Троцкого, Зиновьева, Каменева, Рыкова, Бухарина, палачами на стенде значатся Ягода, Ежов, Берия и Хрущев. О «непредсказуемости прошлого» говорит картина 1936 года «Сталин с грузинской делегацией в Кремле». В 1953 году после ареста Берии подписчики БСЭ получили извещения с рекомендацией «бритвенным лезвием или ножницами вырезать 21–24 страницы и портрет между ними», взамен приклеив присланные листы. На картине художника Кроткова Берию просто замазали.

Фото: Защищать Россию

На известном фото Сталин и Молотов под портретом Ленина за спиной Иоахима фон Риббентропа в кремлевском кабинете смотрят, как он подписывает договор о ненападении между СССР и Германией. Рядом с фотографией размещен секретный дополнительный протокол о разграничении сфер влияния в Европе. В рамках канонической выставки о Великой Отечественной войне фото репрессировавших и репрессированных и документы о личной жизни Сталина смотрятся непонятными вкраплениями в когда-то систематизированную экспозицию. Она дополнялась словно на бегу. Фото маршалов Буденного, Тимошенко и Ворошилова представлены, а репрессированных, если уж включать их в экспозицию зала, Тухачевского, Егорова и Блюхера — нет. На фото слева солдаты в 1941 году присягают на верность Родине рядом с домиком, где родился Иосиф Джугашвили.

Фото: Защищать Россию

Одним из самых интересных экспонатов является настольная мультифункциональная лампа, подаренная 21 декабря 1945 года Сталину челябинскими танкостроителями (по одной из версий, конструктором Т-34 Михаилом Кошкиным). Дарственная гласит: «Иосифу Виссарионовичу Сталину от конструкторов и испытателей тяжелых танков ордена Ленина опытный танковый з-д № 100 НКТМ». Над «горой» танк ИС-2 давит черного немецкого орла. В «горе» часы и радио. Рядом — пепельница. Когда Георгий Жуков увидел подарок у Сталина, лампа ему очень понравилась. По легенде, когда маршал Победы приехал домой после встречи с вождем, лампа уже стояла у него на столе. В 1969 году Георгий Константинович передал лампу музею.

Фото: Защищать Россию

В том же «военном» зале есть изображение герба СССР периода 1940–1956 годов, когда в состав Союза входило 16 республик. Герб Карело-Финской ССР внизу справа.

Фото: Защищать Россию

Зал завершается фотографиями Сталина под потолком: от 14-летнего Сосо до генералиссимуса. Здесь же начинается экспозиция подарков вождю. Самым уникальным экспонатом называют футляр с рисовым зерном из Индии. Первый абзац микрогравировки на зерне гласит: «О, Бог, пошли любимейшему и прославляемому в СССР И. В. Сталину — секретарю Коммунистической партии — долгой и победоносной жизни, полной успехов и счастья».

Фото: Защищать Россию

Перед залом с подарками посетители проходят через еле освещенный траурный зал. Окруженная белыми мраморными колоннами, в центре круга темно-бордового бархата лежит оригинальная посмертная маска Сталина (шестая по счету). В углу зала представлены картина «Сталин в гробу» и макет мавзолея с надписями «ЛЕНИН» и «СТАЛИН». Мавзолей просуществовал в таком виде до 1961 года, когда по приказу Никиты Хрущева тело вождя вынесли из усыпальницы и упокоили возле кремлевской стены. Подарки, размещенные в следующем зале, собирались к 70-летию Сталина в 1949 году и никогда им не использовались. Изображение Сталина на кедре из Ливана с надписью «да хранит Бог великого генералиссимуса товарища»; портрет из цветного песка из Украины; вид на Мавзолей и Спасскую башню, выполненный из табачных листьев, от Румынии; шуба от московской ткацкой фабрики; несколько ваз и предметов фарфора от грузин и китайцев; баян с самоцветами от москвичей; самовар от трудящихся города Тулы.

Фото: Защищать Россию

В отдельном зале, не входящем в основную экспозицию, хранятся личные вещи Сталина. Папиросы «Герцеговина флор», которые он курил, трубки, часы, маршальская шинель, фуражка. В углу выставляется первый кремлевский кабинет, который генсек занимал в 1918–1922 годах. Настенные панели, мебель, принадлежности — все оригинальное. Занимательна картина на правой стене. Там Сталин читает свои стихи выдающемуся грузинскому писателю и политику Илье Чавчавадзе в редакции газеты «Иверия». На стене за их спинами — портрет классика грузинской литературы Шота Руставели. Художник Уча Джапаридзе намекает на триединство гениев грузинской словесности в одной точки времени и пространства. Художнику виднее.

Фото: Защищать Россию

За пять лари (150 рублей) можно посетить вагон, стоящий слева от основного здания музея. Вагон был построен в Санкт-Петербурге еще до революции, бронирован, имеет шесть колесных пар и весит 83 тонны (современные пассажирские, для сравнения, 55 тонн и четыре колесных пары).

Фото: Защищать Россию

Сталин, не переносивший полетов на самолетах, ездил в этом вагоне на все три конференции антигитлеровской коалиции (в Тегеран-43 он вылетал из Баку, до которого доехал на поезде). В 1985 году вагон доставили в Гори.

Фото: Защищать Россию

Вагон в целом сохранил свой «сталинский» облик: кухня, купе охраны, помещение для связи, ванная комната, личное купе, зал совещаний. Мебель, светильники, отделка красного дерева, часть выключателей и розеток оригинальные, ковры — нет.

Фото: Защищать Россию

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена