Округлые формы советского автопрома: семь машин, на которые хочется смотреть

16:4516 июля, 2015 7636

На пути развития отечественного автопрома много ухабов. А началось все с детища отставного лейтенанта русского военно-морского флота Евгения Яковлева и хозяина каретных мастерских Петра Фрезе. Автомобиль представили 16 июля 1896 года на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. На машину тогда особого внимания не обратили, но были за историю советского автомобиля модели, от которых глаз не оторвать. Редакция «Защищать Россию» выбрала несколько таких «красавцев».

ЗАЗ 965 «Запорожец»

«Запорожец» — воплощение советской мечты народного автомобиля. В 1960-м первая машина сошла с конвейера автомобильного завода «Коммунар», который позднее переименовали в «Запорожский автомобилестроительный завод».

Недорогой и экономичный в эксплуатации — на этом зиждилась народная любовь к автомобилю. ЗАЗ 965 был вдвое дешевле «Жигулей» и втрое дешевле «Волги», обслуживался силами самого владельца. И пусть о комфорте речи не шло, с функцией доставить владельца из пункта, А в пункт Б «Запорожец» справлялся.

Еще одно доказательство народной любви — прозвища. Таким их количеством не может похвастаться ни один другой автомобиль. «Горбатый», «ушастый», «инвалидка» — имелась версия с механизмами управления, полностью адаптированными под нужды инвалидов — и даже «мыльница». «Запорожец» был и бессменным героем советских анекдотов.

Фото: NVO

ГАЗ-М-20 «Победа»

Детище Горьковского автомобильного завода. Выпускали «Победу» с 1946-го по 1958 год. Первые автомобили распределяли решением «сверху», за подписью Молотова — простым смертным машин просто не хватало. Однако вскоре, когда производство встало на рельсы, «Победа» стала поистине народным автомобилем. Стоила она примерно 16 тысяч рублей, что было больше стоимости «Москвича-401» (9 тысяч), но гораздо дешевле ЗИМа (40 тысяч). Зарплата опытного рабочего или квалифицированного инженера в те годы составляла от пятисот до тысячи рублей в месяц.

Кстати, именно «Победа» получила первую в истории отечественного автопрома печку. Грела она не особенно эффективно, но в салоне машины зимой было теплее, чем на улице.

«Победа» была одним из первых советских легковых автомобилей, широко предлагавшихся на экспорт. Вывозили машину в Европу и даже США. Американский журнал «Cars» за 1953 год назвал «Победу» «прекрасно выглядящей машиной современного дизайна», отметив, что она «весьма хорошо сделана», но «тяжелая и недостаточно мощная». Эти минусы советские автолюбители считали незначительными, весомей были плюсы — надежность и практичность.

«Победа» стала предшественницей другого легендарного автомобиля — ГАЗ 21, на производство которого Горьковский завод переключится в 1957 году.

Фото: Wasile

ГАЗ 21

Первая «Волга» считалась лучшим отечественным автомобилем 60-х. Ее выпускали на Горьковском автомобильном заводе с 1957-го по 1970 год. Для машины были разработали две коробки передач — автоматическая и механическая. Но версию с «автоматом» из проекта вскоре исключили — не было ни специалистов, способных починить такой автомобиль, ни качественного трансмиссионного масла. Автомобиль имел полностью новый двигатель, и современный по меркам того времени дизайн. На капоте «Волги» красовался хромированный олень. Так автомобиль и называли — «Волга с оленем». А еще: «автомобиль — танк» — за прочный, неубиваемый корпус, «автомобиль — большой диван» — диван был и спереди, и сзади — «танк во фраке» и т. д.

В начале 60-х для сотрудников спецслужб на базе «Волги» разработали специальную модель ГАЗ 23. Изменения коснулись только начинки — восьмицилиндровый мотор мощностью 160 лошадиных сил, автоматическая КПП и гидравлический усилитель руля — внешне «Волга» осталась прежней.

Выпускались модификации «Волги» для такси, где передний диван заменяло два пассажирских сиденья, и карета скорой помощи — на базе машины в кузове универсал. На все версии автомобиля устанавливались большие круглые часы с надписью «Сделано в СССР».

Покорить дороги и сердца автолюбителей автомобиль смог не только в Советском Союзе. Очевидные плюсы «Волги» оценили в Скандинавских странах и Греции.

Фото: Wasile

ВАЗ 2101 «Жигули»

Дебютный автомобиль Волжского автомобильного завода ВАЗ 2101, в народе известный как «копейка», появился в 1970 году. Внешне он практически полностью копировал итальянский «Fiat 124» — машину, названную в Европе «автомобилем года» в 1967 году. Прототип усовершенствовали, адаптировали к нашим дорогам и запустили в серию.

«Единичка», как любовно поначалу назвали в народе ВАЗ 2101, была для советских автолюбителей машиной революционной. Стоит сказать, что уровень исполнения и сборки был вполне высоким. Благодаря «Жигулям» советские автолюбители узнали, что в автомобиле можно разговаривать, не повышая голоса, и суровой русской зимой ездить в тепле.

«Копейка» стала самой массовой советской машиной. К 1988 году было выпущено свыше четырех с половиной миллионов «Жигулей». А еще ВАЗ 2101 по результатам всероссийского опроса, проведенного журналом «За рулем» в 2000 году, был назван лучшим отечественным автомобилем XX столетия.

Фото: Forrexp

ГАЗ 13 «Чайка»

«Чайка» стала самым массовым советским автомобилем представительского класса, она выпускалась с 1959-го по 1981 год. Машина была воплощением самых передовых дизайнерских решений тех лет. По части внешнего облика «Чайка» — компиляция американских «Кадиллаков» и «Плимутов».

Впечатляло и техническое оснащение автомобиля: двигатель объемом 5,5 литров мощностью в 195 лошадиных сил — цифра по тем временам космическая, особенно для советского авто. Максимальная скорость — 160 километров в час, автоматическая коробка передач, гидроусилитель, электрические стеклоподъемники, современный приемник на пять диапазонов — все это ставило «Чайку» в один ряд с иностранными конкурентами.

«ГАЗ 13» предназначался лишь для высшего руководства государства и для послов СССР в других странах. «Чайка» не продавалась в магазине, ее можно было лишь получить как служебное авто либо в качестве подарка за особые заслуги, так что простым смертным оставалось лишь восхищаться совершенным автомобилем.

В 70-х ГАЗ 13 стали отправлять во дворцы бракосочетаний. «Чайка» во главе свадебного кортежа считалась верхом престижа.

Несмотря на то, что автомобилю не суждено было стать народным — в частные руки он не продавался — его популярность среди советских граждан была огромной.

Фото: Wasile

ВАЗ 2121

«Нива» — первый отечественный гражданский внедорожник и первый в мире внедорожник малого класса. Автомобиль выпускают с 1977 года на Волжском автомобильном заводе.

По меркам 70-х машина считалась чуть ли не революционной: пружинная подвеска и постоянный полный привод, высокая проходимость, относительно низкий расход топлива, комфорт, а также сравнительно невысокая цена по сравнению с конкурентами. Обладая этими качествами, «Нива» была обречена стать народной любимицей, мечтой дачников, рыболов, охотников и сельской части населения.

«ВАЗ 2121» пользовался спросом на Западе, а также стал единственным автомобилем, экспортировавшимся в Японию. Из-за массовых поставок за рубеж на отечественном рынке возник огромный дефицит. В первые годы выпуска очереди на «Ниву» были огромными, однако со временем спрос снизился, и автомобиль мог приобрести любой желающий.

Фото: Sludge G

«Москвич-408»

«Москвич 408» впервые увидел свет в 1965-м и выпускался по 1975 год на различных автомобильных заводах СССР.

Стильный дизайн по меркам тех лет и богатая комплектация сразу сделали автомобиль популярным. Не уступал он зарубежным моделям и с технической точки зрения — современный двигатель и коробка передач, новейшая подвеска, обеспечивающая машине отличную управляемость, динамику разгона и торможения. По части комфорта советские инженеры также не скупились — уделили большое внимание размеру салона, качеству сидений.

Обладая такими характеристиками, «Москвич» был успешен и в Советском Союзе, и за рубежом — его экспортировали до конца 60-х.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена