Служение Немезиде - возмездие по-русски

17:4818 нояб, 2015 10457

Как выглядит военная операция возмездия по-русски и насколько сильна воздушная «длинная рука» России? Своим мнением на этот счет с «Защищать Россию» поделился военный эксперт Александр Ермаков.

Днем в понедельник на совещании президента с главами силовых ведомств было официально объявлено, что причиной катастрофы Airbus A321 31 октября над Синаем был теракт: взрыв небольшого самодельного взрывчатого устройства. Реакция на подобную атаку может быть только одна — мощный ответный удар. Владимир Путин поручил кардинально усилить удары российской авиации в Сирии.

Так, ВВС Франции, также подвергшейся в пятницу, 13 ноября, террористической атаке, активизировали удары по позициям боевиков, сосредоточившись на целях в районе их «столицы» — Ракки. Благо, террористическая группировка «Исламское государство» (запрещена в РФ), взявшая на себя ответственность за оба теракта, в отличие от своих предшественников, представляет большой выбор целей для прямого военного удара.

Наша операция возмездия не заставила себя долго ждать — в то время как в Кремле шло совещание, на российских аэродромах уже готовились к боевым вылетам самые мощные самолеты ВКС России. Впервые в текущей кампании в бой пошла Дальняя авиация.

В пять часов утра по целям боевиков в районах Ракки и Дэйр-эз-Зор нанесли удары 12 бомбардировщиков Ту-22М3. Судя по опубликованным кадрам телерепортажей, бомбовая нагрузка составляла 4–6 тонн свободнопадающих авиабомб калибра 250 килограммов (возможно, применялись и более крупные). 

Учитывая, что типовая нагрузка фронтовых бомбардировщиков Су-24М в ходе текущей кампании обычно составляет четыре бомбы такого калибра, каждый бомбардировщик из дюжины выполнил работу звена тактических самолетов. В качестве целей были выбраны крупные скопления живой силы, склады и прочие крупные объекты инфраструктуры. Выбор времени — предрассветные часы — неслучаен, так как в это время бдительность наиболее ослаблена. Очевидно, что в подобных ударах по площадным целям в ночное время суток на первый план выходит точность выхода на цель — вероятно, в ударе принимали участие модернизированные бомбардировщики: в последние годы шло оснащение Ту-22М3 усовершенствованными навигационным и прицельными системами. Собственная же точность боеприпасов играет небольшую роль при поражении цели больших размеров.

Ту-22М3 действовали из Моздока, куда они были переброшены заблаговременно, на случай потенциального участия в кампании.

Точный маршрут не опубликован, но известно, что бомбардировщики преодолели расстояние в 4510 километров (длительность полета составила 5 часов 20 минут), следовательно, наиболее вероятно полет проходил по отработанному маршруту Каспийское море — Иран — Ирак — Сирия.

Ряд изданий опубликовали инфографики, на которых самолеты следовали через Азербайджан, однако это выглядит сомнительным, так как при полете через него дистанция туда-обратно вряд ли бы превысила и 3000 километров. Днем бомбардировщики Ту-22М3 повторили удар.

Однако наибольший интерес общественности и специалистов был прикован к заслуженным главным «звездам» вчерашнего дня — ракетоносцам Ту-95МС и Ту-160. Они совершили вместе пять самолетовылетов (распределение неизвестно).

Ту-160.

Впервые отечественные стратегические бомбардировщики пошли в бой, впервые были применены крылатые ракеты большой дальности воздушного базирования — причем не только проверенные временем ракеты семейства Х-55 (Х-555 с тактической боевой частью), но и новейшие сверхсекретные ракеты семейства Х-101.

Более того — серийная Х-101 вообще впервые была показана публично и столь близко. Дискуссии вызвал ряд заметных отличий от ранее неоднократно замеченных габаритно-весовых макетов ракет. Это может объяснятся как условностью макетов, так и тем, что они были копиями версии с ядерной боевой частью. В пользу этого говорит то, что продемонстрированные на видео образцы имеют более крупные наплывы и в целом более «приплюснутую» форму, что может указывать на увеличенный запас топлива, актуальный для ракет с обычной боевой частью (ядерная боевая часть имеет меньшие массу и габариты и позволяет разместить больше топлива непосредственно в корпусе). Важной является наглядная демонстрация того, что Х-101 способны размещаться на барабанных пусковых установках в фюзеляже.

Судя по показанным Министерством обороны на брифинге материалам, пуск ракет производился из воздушного пространства союзного Ирана.

Впрочем, теоретически дальности ракет хватило бы даже если ракетоносцы отстрелялись практически сразу после взлета.

Он кстати осуществлялся с основной базы Командования Дальней авиации России в Энгельсе (Саратовская область). Протяженность маршрута ракетоносцев заявлена в 6566 километров, длительность полета — 8 часов 20 минут для Ту-160 и 9 часов 30 минут для Ту-95МС. В общей сложности по 14 целям особой важности утром было выпущено 34 крылатые ракеты.

Кроме Дальней авиации усилила активность и тактическая. Всего за сутки по целям в Сирии — впервые — было выполнено более ста ударных вылетов по более чем двумстам целям. В общей сложности с начала операции по вчерашний день было выполнено 2289 боевых вылетов и нанесено 4111 ракетно-бомбовых ударов — в среднем 85 в сутки!

Важно, что вчерашний массированный налет не останется без продолжения. Если удары крылатыми ракетами вряд ли будут частыми, то бомбовые рейды Ту-22М3 с Моздока наверняка будут повторяться.

Интересно, что, судя по продемонстрированным Минобороны материалам, к ним подключатся восемь единиц Су-34 и четыре единицы Су-27СМ. Если указанные самолеты не будут просто перебазированы на аэродром Хмеймим (не факт, что это возможно — ввиду ограниченной вместимости), то стоит ожидать использования тактики челночных налетов, применявшейся еще во время Второй мировой войны. После нанесения ударов по целям «Сухие» не будут возвращаться на российские аэродромы, а будут выполнять посадку в Хмеймим, после заправки и вооружения отправляться в обратный путь, по дороге снова нанося удары.

Без сомнения, вчерашние налеты являются не только мощным ударом по ИГ, но и демострацией решимости и бескомпромиссности в деле отмщения организаторам взрыва A321. Недаром было сказано, что теракт с «Аэробусом» рассматривается как военное нападение на российское государство.

Хотя поиск и уничтожение заказчиков и организаторов — дело в первую очередь спецслужб, это не мешает наказать и рядовых боевиков.

Кроме того, еще раз была продемонстрирована в деле «длинная рука» России — на этот раз не морская, а воздушная.

Причем если о «Калибре» было известно ранее, и он, пусть и в упрощенном варианте, даже предлагался активно на экспорт, Х-101 была (а по большому счету и остается) совершенно секретным изделием.

Интересные события ожидают нас вскоре и в плане международного сотрудничества по борьбе с ИГ. 

Сегодня утром из Тулона вышел французский авианосец «Шарль де Голль». О том, что он в ближайшее время во второй раз отправится на войну с ИГ (первая командировка была с середины февраля по середину апреля) было объявлено еще в начале ноября, но теракты в Париже не могли не повлиять на план — корабль будет развернут не в Персидском заливе, а в восточном Средиземноморье, у берегов Сирии. Это позволит во много раз сократить дистанцию между кораблем и районами, занятыми боевиками и, как следствие, наносить больше ударов в день. Уже объявлено, что российская и французская морские группировки будут действовать совместно. Позитивные сигналы поступили и из Пентагона — американские военные отдельно отметили то, что впервые была представлена необходимая с точки зрения взаимной безопасности информация о проведении массированных авиаударов.

На фоне начавших задумываться о совместной работе политиков и активизации военных всех стран появляется надежда на скорый перелом в борьбе с террористами.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена