«Щ-423»: ледяной путь субмарины

18:1605 Aug, 2015 7320

Беспримерный авантюризм, беспрецедентное мужество и нечеловеческие трудности — такова цена освоения Арктики. 5 августа 1940 года начался исторический ледовый поход: подлодка «Щ-423» вышла в море, чтобы покорить Северный морской путь.

Интерес России к Арктике начал активно набирать обороты в 30-е годы. Для изучения и освоения Северного морского пути было организовано несколько масштабных экспедиций: Ивана Папанина, Отто Шмидта, других полярников и военных моряков. В 1936 году надводные корабли — эсминцы «Новик», «Сталин» и «Войков» — совершили переход по Северному морскому пути из Полярного во Владивосток. Тогда же появилась идея провести подобным маршрутом подводную лодку. Соответствующее постановление было принято Комитетом обороны 20 мая 1940 года, а стартовала экспедиция в августе.

Для похода была выбрана дизельная субмарина Северного флота «Щ-423» (проект «Щука»).

Перед выходом в море подлодку тщательно готовили к длительному и опасному плаванию: корпус усилили деревянно-металлической обшивкой, бронзовые винты заменили на стальные со сменными укороченными лопастями, сняли носовые горизонтальные рули, сделали съемными кормовые.

 

Капитан 3-го ранга Измаил Зайдулин
Капитан 3-го ранга Измаил Зайдулин

В состав экипажа вошли лучшие моряки. Учитывая сложность предстоящего плавания и слабую изученность некоторых районов маршрута, на время экспедиции экипаж «Щ-423» возглавил опытный подводник капитан 3-го ранга Измаил Зайдулин.

5 августа 1940 года ледовый поход стартовал: в 13:15 «Щ-423» вышла из базы в Полярном и взяла курс на восток.

В Баренцевом море подводников ждали первые испытания — шторм и густой туман требовали от экипажа максимум внимания и усилий в обслуживании и управлении кораблем. А прогнозы ледовой разведки были нерадужными: в юго-западной части Карского моря подводников ждал сплошной лед.

Субмарина двинулась через пролив Маточкин Шар. Там к экспедиции присоединились ледокол «Ленин» и транспорт «Александр Серов», загруженные топливом, продовольствием и другим необходимым для плавания грузом.

Карское море проходили в сложной ледовой обстановке и плотном тумане с минимальной скоростью. Подлодка боролась обледенениями, а одно из сопровождающих судов — транспорт «Александр Серов» — лишилось лопасти винта. Поломку обнаружили во время осмотра на острове Диксон. После ремонтных работ экспедиция двинулась дальше на восток.

Караван в проливе Маточкин Шар, август 1940 года
Караван в проливе Маточкин Шар, август 1940 года

Ледовый поход, или «Экспедиция особого назначения — 10», стал настоящим испытанием для всех участников, в особенности для экипажа «Щ-423».

Из-за низкой температуры воздуха и забортной воды влажность в отсеках подлодки зашкаливала. Отпотевание внутри ее корпуса было настолько сильным, что походило на мелкий дождь, под которым подводники работали круглые сутки. Для отопления и просушки отсеков лодки с ледокола по шлангу подавался пар.

А транспорт «Александр Серов» потерял еще две лопасти гребного винта. В бухте Тикси его место в конвое занял теплоход «Волга».

За Медвежьими островами моряков ждало новое испытание — многолетние непроходимые льды. На этом участке караван проводил ледокол «Адмирал Лазарев». Так миновали пролив Лонга, Чукотское море, достигли Берингова пролива. Здесь к экспедиции присоединились подлодки Тихоокеанского флота «Л-7», «Л-82» и «Л-17».

В пути субмарины застал девятибалльный шторм, однако и это испытание моряки и техника мужественно выдержали. 9 сентября 40-го экспедиция благополучно добралась до бухты Провидения — Северный морской путь был покорен.

«Щ-423» в бухте Провидения, cентябрь 1940 года
«Щ-423» в бухте Провидения, cентябрь 1940 года

Сама экспедиция завершилась 17 октября 1940 года. Пройдя более 7000 миль, из которых около 700 — подо льдом, оставив за кормой восемь морей и два океана, подлодка бросила якорь в бухте Золотой Рог во Владивостоке.

Исторический ледовый поход длился 73 дня.

Опыт, полученный в ходе экспедиции, активно использовался в годы Великой Отечественной войны. Бригада подлодок, совершив переход из Владивостока в Мурманск, вела бои в Атлантике: подводники Тихоокеанского флота Северным морским путем скрытно достигли вод Атлантического и Северного Ледовитого океанов, где успешно вели бои с нацистскими кораблями и сопровождали союзнические конвои.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена