Беспримерный авантюризм, беспрецедентное мужество и нечеловеческие трудности — такова цена освоения Арктики. 5 августа 1940 года начался исторический ледовый поход: подлодка «Щ-423» вышла в море, чтобы покорить Северный морской путь.
Интерес России к Арктике начал активно набирать обороты в
Для похода была выбрана дизельная субмарина Северного флота
Перед выходом в море подлодку тщательно готовили к длительному и опасному плаванию: корпус усилили
деревянно-металлической обшивкой, бронзовые винты заменили на стальные со сменными укороченными лопастями, сняли носовые горизонтальные рули, сделали съемными кормовые.
В состав экипажа вошли лучшие моряки. Учитывая сложность предстоящего плавания и слабую изученность некоторых районов маршрута, на время экспедиции экипаж
5 августа 1940 года ледовый поход стартовал: в 13:15
В Баренцевом море подводников ждали первые испытания — шторм и густой туман требовали от экипажа максимум внимания и усилий в обслуживании и управлении кораблем. А прогнозы ледовой разведки были нерадужными: в
юго-западной части Карского моря подводников ждал сплошной лед.
Субмарина двинулась через пролив Маточкин Шар. Там к экспедиции присоединились ледокол «Ленин» и транспорт «Александр Серов», загруженные топливом, продовольствием и другим необходимым для плавания грузом.
Карское море проходили в сложной ледовой обстановке и плотном тумане с минимальной скоростью. Подлодка боролась обледенениями, а одно из сопровождающих судов — транспорт «Александр Серов» — лишилось лопасти винта. Поломку обнаружили во время осмотра на острове Диксон. После ремонтных работ экспедиция двинулась дальше на восток.
Ледовый поход, или «Экспедиция особого назначения — 10», стал настоящим испытанием для всех участников, в особенности для экипажа
«Щ-423» .
А транспорт «Александр Серов» потерял еще две лопасти гребного винта. В бухте Тикси его место в конвое занял теплоход «Волга».
За Медвежьими островами моряков ждало новое испытание — многолетние непроходимые льды. На этом участке караван проводил ледокол «Адмирал Лазарев». Так миновали пролив Лонга, Чукотское море, достигли Берингова пролива. Здесь к экспедиции присоединились подлодки Тихоокеанского флота «
В пути субмарины застал девятибалльный шторм, однако и это испытание моряки и техника мужественно выдержали. 9 сентября
40-го экспедиция благополучно добралась до бухты Провидения — Северный морской путь был покорен.
Сама экспедиция завершилась 17 октября 1940 года. Пройдя более 7000 миль, из которых около 700 — подо льдом, оставив за кормой восемь морей и два океана, подлодка бросила якорь в бухте Золотой Рог во Владивостоке.
Исторический ледовый поход длился 73 дня.
Опыт, полученный в ходе экспедиции, активно использовался в годы Великой Отечественной войны. Бригада подлодок, совершив переход из Владивостока в Мурманск, вела бои в Атлантике: подводники Тихоокеанского флота Северным морским путем скрытно достигли вод Атлантического и Северного Ледовитого океанов, где успешно вели бои с нацистскими кораблями и сопровождали союзнические конвои.
Рассказать друзьям