Когда звено истребителей атаковал еще неизвестный летчикам новый нацистский самолет, они решительно и бесстрашно вступили в бой. В атаку бойцов повел молодой командир Сергей Литаврин.
Когда началась Великая Отечественная, Литаврину не было и 20 лет. Несмотря на возраст, с первых дней войны выпускник Борисоглебской военной авиационной школы пилотов занимал должность заместителя командира эскадрильи, участвовал в боях на Ленинградском фронте.
Летом 41 года, когда превосходство нацистской авиации было бесспорным, подающий надежды молодой пилот набирался боевого опыта, одерживая победы в неравных воздушных боях.
Первый немецкий самолет младший лейтенант Литаврин записал на свой счет 4 июля
41-го — в тот день, решительно вклинившись в четкий строй вражеских бомбардировщиков, он сбилЮ-88 .
Остальные, отказавшись от планов сбросить бомбы на железнодорожную станцию, повернули назад.
Ситуация на фронте осложнялась, на боевые задания истребители вылетали по
К осени 1941 на
Летчика назначили командиром эскадрильи, причем там он был самым молодым.
Но пилоты этого не замечали, для них он был опытным и бесстрашным бойцом, способным правильно оценить воздушную обстановку и разгромить врага даже малыми силами. «За свои боевые подвиги младший лейтенант Литаврин пользуется заслуженным деловым авторитетом», — говорилось в боевой характеристике летчика.
29 мая
42-го , когда, прикрывая Волховстрой, шестерка истребителей, ведомая Литавриным, вступила в бой с целой вражеской армадой; август42-го , когда звено истребителей рассеяло 16 немецких самолетов в районе Урицка — сражения, проведенные Литавриным, становились примером, они, как учебное пособие, разбирались молодыми летчиками детально.
О
12 января 1943 года началось советское наступление под Ленинградом. После артиллерийской подготовки войска Ленинградского и Волховского фронтов устремились навстречу друг другу, чтобы разорвать кольцо блокады. Самолет Литаврина снова поднялся в воздух, а вместе с ним на задание вылетели еще трое летчиков: Григорий Богомазов, Сергей Деменков и Аркадий Морозов. На этот раз цель вылета — разведка вражеских позиций.
Вдруг на пути летчиков показались два истребителя люфтваффе. Стремительно и дерзко они двинулись атаковать защитников. Но пилоты Литаврина были начеку, и атака врага сорвалась.
Однако сам он заметил, что эти самолеты внешне отличаются от известных ему
Ме-109 , а по силе огня превосходят их. Это были новые истребители«Фокке-Вульф-190» .
Наши летчики уверенно переняли инициативу и бросились атаковать. Лавируя под огнем, немецкие истребители устремились к облакам. Литаврин и его ведомые, открыв огонь, бросились за ними. Одна пулеметная очередь, вторая, третья — и вот уже один «Фоккер» подбит и падал на землю.
Второй, маневрируя под огнем, повернул на запад, но вскоре, изрешеченный очередями, упал на лед Ладожского озера.
Этот истребитель вскоре пополнил состав авиаполка, в котором служили героические летчики: ночью группа бойцов из
аварийно-технической команды пробралась к самолету и под носом у врага утащила его с озера, а техники отремонтировали и довели до ума новый нацистский истребитель.
В январе
Всего же за годы войны капитан Литаврин совершил 490 вылетов, сбил 19 самолетов и два аэростата наблюдения.
Рассказать друзьям