Морской салон в Питере: скорее свой, чем международный

12:0003 июля, 2015 6726
Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

В северной столице России завершается деловая программа седьмого Международного военно-морского салона (МВМС-2015). Пожалуй, наиболее точным описанием событий может стать фраза «смена стандартной модели» — происходящие в мире события не могли не затронуть салон, по определению ориентированный на международное сотрудничество.

Если говорить о модели прошлых лет, то основным содержанием МВМС становилась именно международная программа — промышленность демонстрировала имеющимся и потенциальным заказчикам свои достижения в расчете на получение новых заказов, что было особенно актуально, так как строительство новых кораблей и подлодок для ВМФ России практически не велось.

Эта ситуация начала заметно меняться уже к 2009 году, когда стало ясно, что объем гособоронзаказа, в том числе и в части ВМФ, в ближайшее время будет расти. Возникла даже обратная тенденция — многие зарубежные производители привозили в Санкт-Петербург свои изделия для демонстрации их потенциальному заказчику в лице ВМФ России. Достаточно вспомнить визит в 2009 году десантного вертолетонесущего корабля-дока «Йохан де Витт» типа «Роттердам» — голландцы всерьез рассчитывали на победу в объявленном Минобороны РФ конкурсе на проект перспективного десантного корабля. Победил, однако, другой кандидат, в лице также посетившего Петербург французского УДК «Мистраль», а стенд DCNS был одним из крупнейших на петербургском салоне, немногим уступая стенду российской ОСК.

В 2013 году тенденция роста отечественных заказов стала еще более заметной, и в это время многие специалисты уже заговорили о долговременном снижении значения МВМС как экспортной площадки с учетом как растущей доли гособоронзаказа в объеме производства судостроительной промышленности, так и изменения формата сотрудничества с инозаказчиками: Индия и Китай все в большей степени ориентировались на собственные мощности, повышая свою долю стоимости в импортируемой военной продукции, а финансовые возможности прочих потенциальных партнеров не предполагали программ, сравнимых по масштабам с тем сотрудничеством, что велось с двумя азиатскими гигантами.

МВМС-2015
Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Трансформация ускорилась радикальными изменениями в мировой политике, произошедшими на фоне украинского кризиса, начавшегося в 2014 году. МВМС-2015, хотя и остается международным, фактически превратился в смотр возможностей промышленности по выполнению заказов отечественного военно-морского флота и других госструктур, включая сюда госкомпании, работающие на море — главным образом, нефте- и газодобывающие.

С выполнением гособоронзаказа были связаны и основные новости МВМС-2015, включая объявленные планы по строительству нового семейства малых ракетных кораблей для заполнения паузы, связанной с задержками поставок украинских турбин для фрегатов российской постройки, а также демонстрация проектов перспективных боевых кораблей для ВМФ России.

Российская тематика господствовала и у причальной стенки Морвокзала: корабли ВМС иностранных государств отсутствовали, зрителям были продемонстрированы новые боевые единицы ВМФ России, включая передаваемую флоту подлодку «Старый Оскол» и начинающий испытания новейший тральщик «Александр Обухов».

Зарубежная тема же очевидно угасла, превратившись из доминирующей в оркестре МВМС партии в еле слышимый на заднем плане мотив, включая сюда как тематику закупок иностранного оборудования и техники для ВМФ России, так и тематику экспортных поставок. Насколько долговременной будет эта ситуация, сказать сложно, но скорее всего, в ближайшие годы не последует ни новых крупных заказов для ВМФ России за рубежом, в том числе и в силу политики импортозамещения, ни новых экспортных контрактов, сравнимых по масштабу с поставками для Индии и КНР в 2000—2013 годах. Изменить последнее обстоятельство способно, с наибольшей вероятностью, строительство кораблей нового поколения для ВМФ России: в случае если перспективные фрегаты и подводные лодки продемонстрируют свои возможности выполнять предъявляемые к современным боевым кораблям требования, продвигать их на мировом рынке будет куда легче. Насколько успешно промышленность справится с этой задачей — мы скоро увидим: программа военного кораблестроения в России набирает обороты.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена