«Защищать Россию» приводит заслуживающую внимания статью российских учёных об отечественной системе образования.
«Да здравствует солнце, да скроется тьма!»
Почему «русской советской»? Потому что фактическое содержание (исключая идеологическую составляющую) и методы обучения советской школы, включая учебники, взято в
О возврате к советской системе образования мы сегодня можем только мечтать. Но можем начать возрождение русской советской системы обучения. Тем более, что запрос общества на возврат к традиции становится всё более массовым и настойчивым. В статье описываются первые реальные шаги, которые уже сделаны и которые надо продолжать, активно расширяя пространство.
Общественное движение за восстановление качественного обучения на базе классических методик и учебников зародилось в середине
В этих школах на начальной стадии обучения (1–4 классы) преподавание предметов литературное чтение, русский язык, окружающий мир ведётся по классическим учебным книгам
Длительный уже опыт работы по этим замечательным книгам показал, что содержание текстов формирует у детей цельное и объёмное представление о мире, соответствующее их возрасту, укореняет в родной культуре и, тем самым, закладывает эмоциональные основы патриотизма. Простой и образный язык понятен детям и соответствует природе детского восприятия, что делает обучение доступным и радостным для ребёнка, укрепляет его уверенность в собственных силах. Родителям не нужно за него делать непонятные, причудливые, если не сказать извращенные домашние задания, которыми полны современные учебники, — он их делает сам полностью осознанно. Художественные тексты книг
По математике используются учебники арифметики
Эти книги основаны на методических принципах и методах дореволюционной русской школы. После
Подлинно новое свойство современных учебников состоит в «развлекаловке». Это как усилитель вкуса (глютамат натрия) в несъедобных продуктах. Учебник по факту заумный и непосильный для ребенка, поэтому, чтобы хоть
Группой учителей и методистов Екатеринбурга создан целостный
Система обучения, разработанная в Екатеринбурге и построенная на принципах классической методики, получила название «Русская классическая школа» (кратко — РКШ).
Выше мы рассказали вкратце об обучении младших школьников по системе РКШ. Для старшей школы создание такой системы значительно труднее
Возвращена предметная система обучения и классические учебники. Вместо одного конгломератного, сконструированного «реформаторами» предмета «Математика» есть 5 учебных предметов — «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Тригонометрия», «Элементы высшей математики» (кратко — ЭВМ). Первые три идут по учебникам
Для ЭВМ нет хорошего учебника, приходится учителю самому
Предметная система обучения математике, разрушенная
Использование классических учебников Киселёва и Рыбкина позволяет, в силу их доступности, вернуть в обучение регулярную самостоятельную работу учащихся с книгой. Это важнейший методический принцип русской и советской школы. Учащийся должен сам добывать, наполнять смыслами, присваивать знания, и только тогда они будут не формальными.
В современной школе учащиеся не читают учебников потому, что они непонятны, — затуманены наукообразием и дико перегружены хаотичной, разнородной информацией. Современные авторы учебных книг для старшей школы совершенно не знают методики и в своём изложении ориентируются на шаблон научной систематики предмета. Псевдонаучный стиль изложения, характерными чертами которого являются абстрактность и формализм, обессмысливает обучение и вызывает у детей законное отвращение к математике. Такой стиль написания учебников тоже есть следствие
Есть ещё один фактор, который препятствует чтению книг, это Интернет. Он активно обессмысливает и фрагментирует знания, которые потребитель бессистемно из него извлекает. Более того, формирует патологическую зависимость от такого лёгкого способа «обучения». Разумно было бы исключить Интернет и компьютерные технологии обучения из школы. В РКШ Интернет и презентации исключены. Основы компьютерной грамотности вводятся с восьмого класса в виде урока информатики.
Сказанное приводит нас к новой и пока не осознанной нашей академической педагогией проблеме — проблеме обучения чтению. Осмысленному чтению, формирующему способность понимать текст, наполнять учебную информацию смыслами. «Чтение — вот лучшее учение» (
Современная молодёжь при чтении не делает никаких усилий, мысленно проговаривает слова, не вникая в их смыслы и не чувствуя их связи с другими словами. При этом в голове не возникает никаких образов — пустота. Такая бессмысленная деятельность, естественно, сопровождается чувством уныния и даже отвращения, которое переносится на все книги как таковые.
Как же преодолеть это отвращение?
Коллективом разработчиков системы РКШ эта проблема глубоко осознана и проработана до мельчайших методических нюансов. Опять же, на основе нашей классики, на основе наследия
Обучение осмысленному чтению начинается с первого класса и построено так, чтобы научить детей рождать собственные образы при прочтении печатного слова, понимать всю суть прочитанного текста. С прочтения самых первых слов Азбуки и далее через весь курс начального обучения воображение и сознание ребенка, принуждаются представлять в деталях реальность, описанную в тексте. Такая работа продолжается на уроках литературы в старших классах.
Точно по этому же принципу строится обучение чтению, пониманию и решению текстовых задач в арифметике. Мы нашли в классической методике много тонких методических приемов, которые позволяют без насилия над ребенком запускать механизмы осмысленного творческого чтения учебного текста, неважно литературного или математического. Это очень глубинные методологические отличия в подходах классической методики и современных «методик». И чем младше ребенок, тем более серьёзное влияние такое обучение оказывает на формирование его личности.
Дети, которые с первого класса учатся у нас, очень отличаются от детей, приходящих к нам из обычной школы после «началки» (не только по уровню предметных знаний, что предсказуемо и понятно, но и по поставленным учебным навыкам, что мы к нашей радости обнаружили опытным путем и убеждаемся в этом раз за разом): наши дети привычно и без напряжения (!) держат внимание весь урок (дети из обычной школы регулярно выпадают — этот защитный психологический механизм запускается и закрепляется в начальной школе от вынужденности все время выполнять непонятные и часто
На уроках математики старшей школы проблема обучения осмысленному чтению имеет свои особенности и трудности
Наконец, следует сказать ещё об одном элементе учебного процесса, возвращённом в обучение системой РКШ — о повторении. Это один из краеугольных принципов русской советской школы, без которого невозможно достичь глубоких и прочных знаний. Повторение систематическое: в начале и в конце учебного года, в конце каждой темы, на отдельных уроках, перед экзаменами, которые были в советской школе ежегодно. Повторение — это не просто повторение, а всегда углубление понимания материала, изученного ранее, установление новых связей, закрепление в памяти.
Итак, природосообразная методика, предметное обучение, единые классические учебники, регулярная самостоятельная работа учащихся с книгой, систематическое повторение и закрепление пройденного — вот важнейшие элементы классической педагогической культуры, возвращённые в обучение системой РКШ. Эти фундаментальные принципы отечественной дидактики требуют первоочередного возвращения в нашу массовую школу. И сделать это не очень трудно, ибо здесь нужны только организационные решения.
Следующая гораздо более трудная задача — восстановление методической культуры учителей и внедрение классической методики в массовое обучение.
Вся методика русской школы направлялась принципом природосообразности и была пронизана заботой об Ученике, проникновением в его психологию, пониманием его трудностей, анализом причин этих трудностей. На основе такого, порой тончайшего психологического анализа наши лучшие учителя (не академики!) находили верные решения и методики, облегчающие детям труд учения, предупреждающие ошибки, незаметно направлявшие их мысль по верному пути.[3] Эти решения проверялись длительным опытом, совершенствовались и становились классикой.
Сегодняшние учителя даже не понимают вопроса: «В чем причины конкретных ошибок учащихся?» Не могут проанализировать ход мысли ученика, приведший к ошибке. Какие ещё «причины»? «Сам дурак»! В лучшем случае говорят: «Не достаточно внимателен. Не усвоил. Надо поработать, порешать."
Истина, заключённая в классической методике, ныне почти совершенно забыта, она подменена ложью и хаосом псевдонаучных «подходов», «вариативных» методов и инноваций. Более того, инновации объявляются единственным средством решения проблем современного образования. Эта установка бездумно принимается управляющим сообществом и даже учителями, лишёнными ориентиров подлинной методической культуры.
И вот здесь — в учителях — находится главное препятствие возрождению качества нашего образования. Здесь и огромная трудность для управленцев, если они только поймут жизненно важную необходимость возвращения нашего образовании на традиционный путь. Как изменить профессиональное сознание учителей? Как помочь им перестроить шаблон своего преподавания? Как мотивировать? Как преодолеть естественную пассивность и нежелание менять выработанные долгой практикой стереотипы? Это долгая задача и начинать её решение надо будет с коренной перестройки обучения в педвузах, которое изуродовали те же
Надо знать, что советские учителя до
Но не только в учителях проблема будущего возрождения. В нашем обществе и в образовании продолжают действовать наследники
Оптимизм внушает то, что идея восстановления традиционных ценностей в образовании (и не только) всё шире распространяется в обществе. Интернет переполнен негодованием на то, что творят новые «реформаторы» с молодым поколением страны. Родители возмущены и напуганы страшными инновационными методами обучения и воспитания их детей. Многие уже перестают отдавать своих детей в школы и переходят на домашнее обучение. Кажется, и власть стала понимать всю опасность (и для неё) своей образовательной политики.
Идея овладевает массами и становится материальной силой. И процесс этот неостановим!
[1] Заказы можно направлять по адресу: rcsh77@gmail.com
[2] https://www.youtube.com/watch?v=eHoy8KfncGw&feature=youtu.be
[3] См.:
[4] Там же, гл. 10.
[5]. См.: http://www.
Оригинал статьи опубликован на Портале Конгресса работников образования, науки, культуры и техники
Рассказать друзьям